Одним из способов, весьма распространенным за рубежом, использования Near Field Communication является интерактивная реклама товаров через мобильный телефон. Типичный пример: заинтересовавшись рекламой, изображенной на уличном биллборде или на витрине магазина, пользователь считывает ее на свой аппарат, чтобы внимательно просмотреть в более комфортных условияхВ Россию приходит технология Near Field Communication, поддержанная производителями мобильных телефонов и зарубежными операторами сотовой связи. Первое явное упоминание о ней прозвучало в августе , когда в Москве открывали станцию метро «Трубная». В рамках торжественной церемонии запуска новой станции мэр столицы Юрий Лужков стал первым пассажиром метро, «оплатившим» свой проезд с помощью телефона Nokia 6131 и специального турникета, оснащенного встроенным модулем NFC. Комментируя это событие, представители московского офиса Nokia заявили, что модель 6131 официально поставляется в нашу страну, но без чипа, позволяющего считывать радиометки. В розничной продаже стоимость такого устройства составляет около 300 долл., но насколько она изменится, если в телефоне появится чип NFC, сотрудники Nokia сказать не смогли.

Продемонстрированные столичным градоначальником возможности технологии NFC на самом деле являются лишь малой толикой различных вариантов взаимодействия беспроводных абонентских терминалов, сетей мобильной связи и инфраструктуры третьих фирм. В данном случае телефон выступал в роли всем известной платежной бесконтактной карты. Оплата проезда в метро могла бы автоматически списываться либо с лицевого счета абонента в сети сотового оператора (если это позволяет действующее законодательство о платежах), либо с его кредитной карты.

Другим весьма распространенным (за рубежом) способом использования NFC является интерактивная реклама товаров через мобильный телефон. Типичный пример: заинтересовавшись рекламой, изображенной на уличном плакате или на витрине магазина, пользователь считывает ее на свой аппарат, чтобы внимательно просмотреть в более комфортных условиях дома или на работе — например, на большом экране телевизора. Для этого пользователю необходимо лишь поднести свой телефон к телеприемнику и выбрать сохраненную рекламную ссылку. Дальше на телевизор будет передана расширенная информация о свойствах рекламируемого товара, сопровождаемая видеоизображением и звуком.

В описанном сценарии мобильное устройство выполняет функции обычного считывателя радиометок, а вся мультимедийная информация приходит на телеэкран по запросу из Глобальной сети по каналам широкополосного доступа. Однако, чтобы такая сложная схема многостороннего взаимодействия заработала, требуется связующее звено — программная платформа, которая устанавливается у оператора конвергентных услуг, объединяющего фиксированные и мобильные сети. Именно такую платформу представила на прошедшей выставке «Инфоком» компания Alcatel-Lucent.

Третья область применения NFC — организация одноранговых коммуникаций между устройствами без участия внешней операторской сети. Самоорганизующиеся одноранговые (peer-to-peer, p2p) сети могут при этом служить отличным проводником для обмена данными о состоянии оборудования и окружающей среды. Нужно лишь учесть, что радиус действия чипов NFC гораздо меньше, чем у другой персональной радиотехнологии Bluetooth, он составляет порядка 20-30 см. Главным же достоинством модулей ближней радиосвязи является их совместимость со стандартами RFID, что и обеспечит им широкое применение в области мобильной коммерции и рекламы. А спрос на мобильные телефоны, оснащенные чипами NFC, вероятно, будет зависеть не только от их цены, но и от степени распространенности систем и приложений с поддержкой этой технологии.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями