В Москве прошла пятая конференция «Практический опыт реализации информационных проектов в органах государственной власти и крупных организациях». В этом году ее проведение взяла на себя группа компаний «Армада», и представители ряда ведомств рассказали о ходе работ по созданию информационных систем при участии устроителей конференции.

Открывая конференцию, начальник Управления информационных систем спецсвязи Федеральной службы охраны РФ Николай Ильин отметил, что будущее госуправления лежит в принятом в 2005 году проектно-ориентированном подходе.

Самой трудоемкой задачей, по мнению Ильина, является построение внутриведомственных и межведомственной систем электронного документооборота. Вопрос действительно злободневный — в процессе госуправления около 70% времени тратится на составление документации. В данный момент ведутся работы по созданию межведомственной системы электронного документооборота, которые тем не менее наталкиваются на ряд преград — например, отсутствие единых стандартов и нормативных документов.

Также насущная необходимость — развитие системы электронных закупок для госнужд, которая, по словам Ильина, пока представляет собой простую «электронную информационную доску». Государству требуется более содержательная и интеллектуальная система, которая будет помогать в выборе победителей тендеров.

Третье направление — создание централизованных реестров, в которых будут сосредоточены информационные ресурсы, использующиеся для госуправления.

Отдельно Ильин остановился на ситуационных центрах. Последние состоят из зала заседания, участка подготовки информации, где собираются данные и вырабатываются варианты управленческих решений, аппаратной комнаты с серверным, телекоммуникационным и другим оборудованием, а также выносных мультимедийных комплексов, которые позволяют удаленно взаимодействовать с ситуационным центром в процессе принятия решений. Ильин заявил, что эти выносные комплексы еще нуждаются в доработке. Например, им не хватает мобильности. Кроме того, необходимо развитие видеоконференц-связи, которая позволяет оперативно решать неотложные вопросы.

Ильин заметил, что сейчас происходит изменение идеологии построения информационных систем, наметился переход к созданию решений, поддерживающих все функции управленческой деятельности. Так, система «Контроль-УРП», используемая для контроля выполнения приказов, распоряжений и поручений, где данные о выполнении или невыполнении поступают по прошествии установленного срока, уже неприемлема в своем нынешнем виде. Необходим упреждающий контроль, достигаемый поэтапной оценкой исполнения и прогнозированием эффективности.

Более эффективно, по словам Ильина, функционируют разработанные совместно с «РБК-Софт» (входит в группу «Армада») системы «Ситуация-Регион», дающая комплексную оценку деятельности субъектов Федерации, и «Эффект-Регион», отслеживающая эффективность использования бюджетных средств в субъектах.

Первостепенная цель информатизации — обеспечение взаимодействия государства с гражданами и бизнесом. Подробнее на этом вопросе остановился начальник отдела экономических основ реформирования государственной службы и антикоррупционной политики МЭРТ Максим Паршин. По его словам, в конце этого года в рамках целевой программы административной реформы начнется создание многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг. В этой связи возрастет потребность в обмене электронными данными между органами власти. Поэтому, по словам Паршина, сегодня программа административной реформы и программа «Электронная Россия» воспринимаются как единый проект.

Мининформсвязи и МЭРТ разработали перечень государственных услуг (всего около 120), которые к 2010 году должны полностью или частично предоставляться в электронном виде. В настоящий момент готовится распоряжение правительства для его утверждения. Вначале на портале будет выкладываться информация о получении государственных услуг, а также необходимые формы и бланки. Впоследствии услуги начнут предоставляться полностью в электронном виде. К приоритетам административной реформы на 2008 год также относится создание электронной платежной системы оплаты государственных и муниципальных услуг и центра обработки вызовов.

Ликвидации информационного разрыва между ведомствами должен способствовать проект построения единой межведомственной информационной системы в рамках федеральной целевой программы «Развитие статистики» на 2007-2010 годы. Наряду с Росстатом официальную статистику формирует около 50 федеральных органов исполнительной власти. И хотя ведомства заключают между собой соглашения об информационном взаимодействии, полностью это не решает задачи консолидации данных. В государстве все еще нет общепринятой методологии обмена данными, стандартов хранения и представления статистических данных.

Новая система будет представлять собой комплекс взаимодействующих хранилищ данных, построенных на общей методологической базе, которая включает в себя правила и регламенты ведения статистики, а также общероссийские и межведомственные классификаторы. Ядром системы станет центральный узел, который будет осуществлять управление межведомственными справочными классификаторами, а также содержать различную метаинформацию. В 2009 году планируется запуск системы в опытную эксплуатацию, а в 2010-м — подключение к ней федеральных органов исполнительной власти.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями