Вот уже более десяти лет компания «Интертраст», один из ведущих российских разработчиков систем автоматизации делопроизводства (линейки CompanyMedia и OfficeMedia), проводит ежегодный форум, посвященный анализу различных аспектов электронного документооборота.

На очередном форуме среди прочих тем был затронут вопрос о текущем состоянии российского рынка СЭД и его перспективах. Генеральный директор «Интертраста» Андрей Линев полагает, что у разработчиков есть основания смотреть в будущее с оптимизмом: системы электронного документооборота к 2006 году были установлены лишь у нескольких процентов потенциальных клиентов. В ближайшие три года прогнозируется рост рынка СЭД на 20-25% в год.

В крупном бизнесе рынок СЭД, как считается, будет расти в первую очередь за счет подключения филиалов и удаленных подразделений к центральным офисам (в 90% крупных российских предприятий системы автоматизированного документооборота в том или ином виде уже внедрены). Перспективны также крупные строительные организации, страховой бизнес, пенсионные фонды, промышленные предприятия, работающие с конструкторско-технологической документацией. Средний бизнес с точки зрения разработчиков СЭД является «подвидом» крупного — такие организации «доросли» до внедрения электронного документооборота, и из специфики в них присутствует разве что спрос на поддержку их СЭД внешними специалистами. Малый бизнес в целом пока потребности в электронном документообороте не осознал.

СЭД в органах государственной власти образуют некий полузакрытый сегмент. Здесь разработчикам необходимо иметь полную линейку решений, и обязательно — по делопроизводству и электронным архивам. Часто необходимо соответствовать стандартам; правда, единых четких национальных требований к системам пока нет. Наконец, в этих кругах необходимо быть «своим».

В данных условиях в «Интертрасте» намерены ориентироваться в своих системах на интеграцию с приложениями категорий ERP, CRM и HRM, предоставлять доступ к информации в системах электронного документооборота c браузеров и мобильных устройств, развивать функционал управления потоками работ (поддержку в СЭД базовых бизнес-процессов предприятия, например согласования документов). На форуме неоднократно отмечалось, что в ближайшее время будет преобладать смешанный бумажно-электронный вариант организации документооборота на предприятиях. Поэтому в «Интертрасте» предполагают, что рынок будет нуждаться в системах электронных архивов, способных управлять именно архивами смешанными, бумажно-электронными. Они будут востребованы как в госсекторе, так и на крупных частных предприятиях. Наконец, речь, естественно, идет об обеспечении в СЭД юридически значимого электронного документооборота с использованием электронно-цифровой подписи. Между тем, как известно, правительством не принято даже постановление о федеральном удостоверяющем центре ЭЦП, который и должен стать центром электронного «пространства доверия».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями