Состояние любой отрасли промышленности невозможно изменить быстро, по крайней мере — к лучшему. Поэтому обзоры ее состояния, обсуждения текущего положения и перспектив, скорее всего, будут мало чем отличаться друг от друга, если они проводятся примерно в одно и то же время. Так, круглый стол на тему «Может ли в России существовать и успешно развиваться конкурентоспособное производство электронного оборудования?» не дал особенных откровений. Известные ответы на известные вопросы лишь были собраны в одном месте и сформулированы более четко.

На вопрос, давший название мероприятию, участниками был дан положительный ответ, но с существенными оговорками. Участники дискуссии согласились, например, что сегодня построить в России завод, который выпускал бы современные процессоры для ПК, никто не сможет, да и не решится. Среди причин были названы дороговизна предприятия и отсутствие подходящих кадров для него, поскольку специалистов в отрасли со времени падения СССР выпускалось крайне мало. Преемственность поколений была потеряна, и нынешние попытки восстановить подготовку кадров проваливаются еще и от того, что специалисты часто предпочитают, подготовившись, работать на Западе.

Также было заявлено, что основным рынком сбыта для российских производителей микроэлектроники должна стать именно Россия. Заместитель главы Мининформсвязи РФ Дмитрий Милованцев поделился наблюдением, что в промышленно развитых странах собственные производители и контролируют внутренние рынки. Россия же, имея внутренний рынок микроэлектроники объемом около 45 млрд. долл., пока не может похвастаться развитым ее производством. На круглом столе было отмечено также, что наиболее крупным внутренним потребителем российской микроэлектроники остается Министерство обороны. Это касается как собственно электроники, так и сопутствующего программного обеспечения, например программных средств для цифровой обработки сигналов или спутниковой связи. Что же касается мирового рынка, то ситуацию участники круглого стола оценили однозначно: с китайскими и тайваньскими производителями конкурировать будет исключительно сложно, слишком высок порог входа на рынок.

Наконец, вопрос о национальной безопасности — в условиях, когда даже военная техника зачастую оснащается электронными компонентами зарубежного производства, — Милованцев предложил решать асимметрично: российским производителям программ следует захватывать ниши на мировых рынках, как это делает, например, компания Spirit, чьи программы обеспечивают работу около 100 млн. голосовых каналов по всему миру. Подобная интеграция в случае неожиданностей обеспечит возможность адекватно ответить на гипотетическую реализацию «закладок» в микросхемах. Вся малая вероятность подобного исхода событий уравновешивается требованиями национальной безопасности, а они были и остаются крайне серьезными.