Теперь Стив Милз, генеральный менеджер IBM Software Solutions, впервые может вступить в прямую конкуренцию с некоторыми партнерами корпорации, разрабатывающими бизнес-приложенияКорпорация IBM намерена купить производителя средств бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI) компанию Cognos почти за 5 млрд. долл. Эта сделка отражает тенденцию к консолидации сектора BI и средств управления эффективностью бизнеса. В числе недавних событий здесь — покупка Oracle компании Hyperion, поглощение Cartesis и ALG Software компанией Business Objects, которая вслед за этим сама вошла в состав SAP. Cognos также следовала в русле тенденции, в частности, ранее в этом году она приобрела небольшого производителя средств управления производительностью, компанию Applix.

Сделка по приобретению Cognos может ощутимо отразиться на конкуренте IBM, компании Hewlett-Packard, которая предлагает средства BI и платформу хранилища данных, созданных с использованием продуктов Cognos.

По мнению аналитиков, обращение к приложениям BI служит знаком перемен в стратегии IBM. До этого долгое время корпорация заявляла, что не хочет конкурировать со своими партнерами на рынке приложений.

В ответ на соответствующие высказывания аналитиков в IBM заявляли, что средства BI и системы управления эффективностью бизнеса — это не автономные приложения.

«Мы стремимся как можно бережнее относиться к нашей экосистеме, в частности не вступать с образующими ее компаниями в конкурентные отношения», — настаивают в IBM. Это заявление нужно воспринимать, учитывая, что корпорация работает с SAP и Oracle, а две эти компании действуют на рынке BI.

Cognos станет 23-й по счету компанией, купленной IBM в порядке реализации своей стратегии «информация по запросу» (Information on Demand, IoD), которая была анонсирована в феврале 2006 года.

Несмотря на то что на бумаге сделка выглядит безупречно, складывается впечатление, что IBM, в сущности, покупает новых клиентов. Так полагает Дэвид О’Коннел, старший аналитик исследовательской фирмы Nucle BI us Research. У Cognos имеется около 25 тыс. клиентов, хотя не все они новы для IBM: она уже заключала с Cognos партнерские отношения для получения доступа к некоторым из них.

В соответствии с намерениями IBM, после покупки Cognos войдет в состав подразделения Information Management Software. Это может произойти уже в первом квартале 2008 года, после получения одобрения официальных структур и соблюдения других обязательных формальностей.

Генеральный директор Cognos Роб Эш перейдет в штат IBM, где продолжит возглавлять Cognos. Он будет подчиняться генеральному менедежеру IBM Software Solutions Group Стиву Милзу.

IBM не сообщила, какое количество сотрудников Cognos будет уволено. Сейчас в штате компании числится 4 тыс. человек.

О’Коннел скептически относится к готовности IBM интегрировать Cognos в свою структуру. В этом он основывается на непростом опыте интеграции бизнеса Rational в подразделение WebSphere.

Приобретение Cognos может подтолкнуть оставшихся независимыми производителей средств бизнес-аналитики, например компанию Microstrategy, к решениям, которые необязательно будут полезны для конечных пользователей. Эти компании будут стремиться повысить свою рыночную стоимость за счет вхождения в состав более крупных фирм.

В частности, для Microstrategy таким покупателем может стать HP, упустившая свой шанс с Cognos. Так полагает старший аналитик Forrester Research Борис Эвелсон. В своем блоге он рассуждает о том, что HP могла бы расшириться за счет компаний небольшого размера, таких как Microstrategy, Information Builders или Actuate. Пожалуй, единственная компания, которая не подойдет для этой цели, — компания SAS Institute. Размер и различия внутрикорпоративных культур двух компаний способны чрезвычайно осложнить интеграцию.

Сложившаяся на рынке тенденция открывает хорошие перспективы для небольших производителей BI-решений, которые могут успешно предлагать новые функции для своих продуктов, в то время как крупные компании слишком заняты интеграцией новых фирм в свою структуру.