Главной темой очередного форума CIO Summit, проведенного компанией «Форт-Росс», стала происходящая эволюция роли ИТ-директора. Его лозунг — «От CIO к CIO», где в первой аббревиатуре подразумевается слово information, а во второй — innovation, был призван отразить новую роль, которую способен играть руководитель информационной службы компании.

Так кто же такой ИТ-директор, что подразумевает эта позиция? Слово «директор», как правило, означает принадлежность человека, занимающего эту должность, к числу топ-менеджеров. Следовательно, ИТ-директор должен участвовать в принятии стратегических решений и разработке стратегии компании. По выполняемой работе он скорее менеджер, чем «технарь». Одной из его главных задач является согласование языков бизнеса и ИТ.

«Нормальное взаимодействие ИТ и бизнеса появляется лишь при уважительном и ответственном отношении друг к другу», — полагает Олег Зюзин, начальник управления ИТ управляющей компании «Лидер». При этом со стороны бизнеса в большей степени важно уважение, а со стороны ИТ — ответственность. По крайней мере, технологии не должны подводить бизнес компании и тормозить его развитие. Для этого со стороны ИТ-руководителя нужны грамотное прогнозирование и упреждающая проработка решений.

«Что такое эффективная ИТ-стратегия?», — задается вопросом ИТ-директор компании «Альфа-страхование» Андрей Педоренко. В отличающейся высокой конкуренцией сегментах рынка бизнес в буквальном смысле мечется, ища приоритетные направления развития, и со стороны ИТ следовать этим метаниям нереально. Кроме того, по мнению аналитиков, эффективная стратегия должна быть инновационной. По сути, это означает ее сверхзатратность (до 10% оборота компании), а значит — неэффективность с финансовой точки зрения. При этом никто не может гарантировать, что бизнес будет придерживаться принятого направления и не уйдет в сторону от согласованного с ним ранее развития ИТ.

«Стратегия — это процесс», — сошлись во мнении большинство участников. У нее есть статический элемент (план), который лишь обозначает основные направления. Все остальное должно изменяться вслед за изменениями бизнеса: ИТ-стратегия должна постоянно пересматриваться.

Может ли ИТ-директор быть генератором инноваций? Да, конечно; однако при ответе на этот вопрос необходимо четко разделить ИТ-инновации и бизнес-инновации. «Технологические инновации являются прямой обязанностью ИТ-директора, но они интересуют компанию не более, чем новый способ протирки полов уборщицей», — заявил Анатолий Тенцер, ИТ-директор компании «Катрен». Что же касается бизнес-аспекта, то далеко не все ИТ-руководители готовы наживать себе дополнительные проблемы. Впрочем, иногда ИТ-директору приходится выступать и «фильтром» — в тех случаях, когда технологические новшества могут поставить под угрозу стабильность работы компании.

В зачаточном состоянии

Все чаще на профильных форумах обсуждается аутсорсинг ИТ-услуг. Аутсорсинг — всегда вынужденная мера, к которой компании прибегают не от хорошей жизни. В число основных причин такого шага входят финансовые вопросы (компании вынуждены избавляться от непрофильных активов), а также нехватка кадров (в том числе связанная с планами по быстрому развитию бизнеса) и их компетенции. По распространенному мнению, если в компании существует хорошо работающий ИТ-отдел, то по крайней мере в области качества услуг аутсорсинг с ним конкурировать не может.

«Спрос на аутсорсинг в России есть, но сам рынок находится в зачаточном состоянии», — считает Дмитрий Сухачев, ИТ-менеджер Europe Foods. Услуги абсолютно не стандартизованы, и даже термин «соглашение об уровне обслуживания» (Service Level Agreement, SLA) каждый из поставщиков зачастую понимает по-своему.

Больше всего в России на данный момент развиты аутсорсинг разработки программных систем и осуществления проектных работ. Менее всего склонны отдавать на аутсорсинг безопасность, что во многом является вопросом менталитета.

«Число потенциальных точек утечки информации при аутсорсинге многократно возрастает, а многие из данных являются конфиденциальными или составляющими коммерческую тайну», — полагает Михаил Дугаев, вице-президент банка ABN Amro.

Этому рынку, безусловно, есть куда развиваться. При этом главенствующую роль будет играть нишевый аутсорсинг: отдавать ИТ-процессы в полном объеме в ближайшее время будут готовы немногие.


Отвечать надо вместе

Только при хороших отношениях ИТ и бизнеса можно говорить о партнерстве, приводящем к эффективному взаимодействию. По результатам исследования редакции CIO Magazine, 52% ИТ-директоров считают, что ИТ-службы и бизнес-подразделения в равной степени отвечают за возврат инвестиций в технологии, 40% полагают, что ответственность несут только они, а 8% уверены, что извлечение ROI — забота исключительно бизнеса. Действительно, без совместной работы максимальной эффективности внедренных решений добиться трудно. К сожалению, это понимают чуть больше половины компаний.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями