Александр Талалыкин: «Высокая зависимость работоспособности системы от специалистов по поддержке стала одним из основных аргументов в пользу хостинга приложений SAP»Управляющий директор SAP CIS Йован Марьянович назвал результаты развития бизнеса в области продаж средств автоматизации розничной торговли в 2007 году потрясающими. У компании сейчас более 30 клиентов в этой сфере, причем семь контрактов крупного и среднего масштаба было подписано в третьем квартале. Значимость этого сегмента для SAP легко увидеть, если учесть, что розничная торговля формирует свыше 20% ВВП российской экономики, а темпы роста этого сектора вдвое превышают средние темпы экономического роста. На Индустриальном форуме SAP, прошедшем в Москве 30 октября, применению программ и технологий немецкой компании в сфере розничной торговли, а также товаров народного потребления была посвящена отдельная секция. Представители торговых сетей, производственных и сбытовых компаний поделились опытом внедрения автоматизированных систем управления на базе программного обеспечения SAP.

Директор по информационным технологиям пивоваренной компании Efes Russia Тунжер Хамза, говоря о внедрении ERP-системы SAP на своем предприятии, подчеркнул желательность использования стандартной функциональности. По его словам, один из наиболее частых доводов против внедрения решений SAP — возможность их несоответствия сложившимся бизнес-процессам. Чтобы упростить внедрение, требуется унифицировать процессы. Приведенные к единому стандарту бизнес-процессы позволяют быстро интегрировать в общую систему управления новые предприятия. К примеру, Efes за последние четыре года увеличила число своих заводов в России с одного до пяти; средний срок развертывания системы на новом заводе сейчас составляет в компании около трех месяцев.

О важности унификации бизнес-процессов говорил и директор департамента ИТ компании «Эльдорадо» Александр Талалыкин. «Эльдорадо», специализирующаяся на торговле бытовой техникой, использует ERP-систему SAP c 1998 года. Первоначально компания пошла по пути настройки системной логики на бизнес-процессы, а не наоборот. Значительное количество объектов в системе было модифицировано.

«В результате мы потеряли возможность развиваться дальше, лишились массы стандартных механизмов, которые необходимы для работоспособности каждой системы», — заявил Талалыкин. А когда была изучена функциональность версии SAP ERP 2005, оказалось, что все возможности, которые ранее пытались запрограммировать самостоятельно, в ней уже есть.

Глава ИТ-департамента «Эльдорадо» указал также на необходимость с самого начала уделить внимание справочникам, особенно если компания большая. В «Эльдорадо» на момент внедрения ERP количество видов материалов исчислялось сотнями тысяч, число контрагентов — десятками тысяч. При этом в задачи проекта входила реализация новой методологии бухгалтерского и управленческого учета, для чего требовалось, в частности, добавить новые классификации и группировки товаров. И, по словам Талалыкина, в компании до последнего момента не верили в то, что обработка справочников может быть таким болезненным и трудоемким процессом, даже при переходе с одной версии программного обеспечения SAP на другую.

Еще один урок, который извлекли в «Эльдорадо», — важность надлежащего обучения пользователей. «Не будьте мягкотелыми, проведите аттестацию и показательные увольнения особенно нерадивых», — порекомендовал коллегам Талалыкин. По его словам, обучение стало самой дорогой частью проекта — и с точки зрения ресурсов, и с точки зрения тех последствий, которые «обеспечили» необученные пользователи.

Программно-техническую часть обновленной информационной системы «Эльдорадо» развернула на специализированной хостинговой площадке в Германии. К такому решению пришли не сразу, но одним из основных аргументов в его пользу была высокая зависимость работоспособности системы от специалистов по поддержке. Поэтому в компании посчитали наименее рискованным отдать ряд функций поддержки на аутсорсинг. Хостинговый центр в Германии был выбран благодаря наличию соответствующего опыта. В России такой же услуги нужного качества «Эльдорадо» не нашла.

Вопрос стоимости внедрения программных продуктов SAP затрагивали многие выступающие. Генеральный директор торговой компании «Каприз-М» Марина Каменская назвала затраты на внедрение разумными. По словам Хамзы, высокая стоимость системы часто является одним из основных аргументов против SAP. «Если рассматривать один проект — да, это может показаться дорого. Но использование такого инструмента позволяет более реально и трезво оценивать все затраты. И дальнейшее развитие информационной системы на этой платформе требует меньших средств, чем если были бы выбраны другие способы работы», — пояснил ИТ-директор Efes Russia. Хамза не согласен и с тем, что внедрение ERP-системы обязательно снижает ИТ-затраты. Но он назвал их оправданными, так как данная платформа позволяет обеспечить быструю интеграцию используемых на предприятии решений.