Группа компаний Verysell продолжает реорганизацию бизнеса в ходе подготовки к первичному размещению акций, запланированному на 2009 год. О некоторых результатах, достигнутых на этом поприще, было рассказано на партнерском форуме Softeach, проведенном компанией Verysell Distribution в конце октября.

Два основных направления бизнеса Verysell — интеграция и консалтинг — демонстрируют стабильный рост. По прогнозам Verysell, в 2007 году оборот «Verysell Проекты» составит 530 млн. долл. (против 470 млн. долл. в 2006 году), а продажи Verysell Distribution — от 250 млн. до 270 млн. долл. (224 млн. долл. в 2006 году).

В Verysell также не отказываются от намерения осуществить ряд поглощений с использованием инвестиционного капитала в 50 млн. долл., привлеченного в начале нынешнего года. Так, продолжаются затянувшиеся переговоры относительно крупного приобретения консалтинговой компании, объявить о котором в Verysell планировали еще летом.

Что касается собственно Verysell Distribution, то в компании не устают говорить о стремлении к максимальной прозрачности и соответствии международным стандартам ведения бизнеса. В этой связи главным достижением компании с момента смены ее руководства осенью 2006 года управляющий директор Verysell Distribution Христо Каракашев считает переход на процессное управление.

Другое важное преобразование — введение матричного принципа управления компанией, состоящего в разделении сфер деятельности менеджмента. По словам Каракашева, компании удалось создать «настоящую управленческую команду», повысив полномочия и ответственность среднего менеджмента. Это, как утверждает глава Verysell Distribution, привело к улучшению качества работы и значительному ускорению принятия стандартных решений. Также увеличена оперативность принятия ключевых решений. Теперь на еженедельных заседаниях совета директоров каждому предоставляется возможность высказать свою точку зрения и внести предложения о развитии бизнеса.

Снова в регионы

Большими полномочиями наделены не только московские, но и региональные менеджеры, зоны ответственности которых определены на основе аналогичной матричной системы. Еще в конце 90-х компания хотела создать широкую сеть региональных офисов, но затем отказалась от этой идеи. В текущем году данному вопросу вновь стало уделяться серьезное внимание. Филиалы уже действуют в Новосибирске и Самаре. В ближайшие месяцы к ним присоединятся Ростов-на-Дону и Екатеринбург, а в 2008 году планируется открытие офисов как минимум в двух других городах России.

Число региональных партнеров Verysell Distribution на сегодняшний день превысило 200 компаний, а рост оборота в регионах с января по сентябрь 2007 года составил 20%. По словам директора по работе с поставщиками Verysell Distribution Елены Денисенко, в последнее время отношение региональных компаний к дистрибьютору стало намного серьезнее; они почувствовали недостаток компетенции и активнее пошли на сотрудничество.

Также в планах Verysell Distribution — выход на рынки ближнего зарубежья. У компании уже имеется дочернее предприятие в Казахстане. В будущем планируется расширить деятельность на Украине, в Азербайджане, Узбекистане, Белоруссии.

Информационно неделимы

Взяв курс на создание единого информационного пространства внутри компании, Verysell Distribution осуществила развертывание системы SAP ERP во всех своих подразделениях. Ныне она используется для принятия всех стратегических решений. Более того, почувствовав потребность в качественной аналитике в связи с ростом оборотов, в этом году компания внедрила в систему аналитический модуль Business Warehouse, который используется для исторического анализа продаж, функционального анализа движения финансовых средств, а также прогнозирования торговой деятельности на период от месяца до одного года. Еще одно внедрение, запланированное на ближайшее время, — это B2B-система.

Продавать или не продавать?

Значительной реорганизации подверглась не только схема ведения бизнеса, но и продуктовый портфель. Компания отказалась от дистрибуции ноутбуков и периферийного оборудования, сохранив только некоторые сопутствующие товары. В результате, по утверждению Денисенко, не осталось ни одного убыточного направления дистрибуции. Более чем существенная часть оборота (42%) приходится на программное обеспечение. Денисенко сообщила, что в начале года наблюдался бурный рост данного сегмента, однако сейчас спрос заметно стабилизировался. Системы стандартной архитектуры дают 27% продаж, серверы корпоративного уровня и системы хранения данных — 21%. Телекоммуникационное оборудование, средства передачи данных и энергообеспечения приносят всего 10%, но эта область также считается перспективной — ее доля увеличилась с 2006 года приблизительно на 2%.

В Verysell Distribution признают, что некоторые продукты, чья дистрибуция была прекращена, все еще востребованы со стороны партнеров, большая часть которых является системными интеграторами. Поэтому компания готова в ряде случаев пересмотреть свое решение. Так, ее руководство всерьез задумывается о возвращении в сегмент ноутбуков. Вероятность возобновления дистрибуции периферийного оборудования, по словам Денисенко, напротив, невелика.

За последний год Verysell Distribution не подписала ни одного дистрибьюторского соглашения, поставив себе цель укрепить отношения с существующими вендорами. Тем не менее у компании уже появились некоторые планы относительно дальнейшего расширения ассортимента. Как заметила Денисенко, они касаются главным образом корпоративного программного обеспечения и некоторых эксклюзивных сетевых решений, еще не представленных на российском рынке.

Выжить в условиях прямого импорта

Одной из главных задач на ближайшее время Каракашев называет определение своего места на рынке в связи с грядущим переходом вендоров на прямой импорт. По его мнению, при этом значение дистрибьюторов не уменьшится. Каракашев утверждает, что, напротив, возникнет потребность в опытных специалистах, о чем свидетельствует пример западных дистрибьюторов, которые отвечают главным образом не за логистические, а за складские и финансовые вопросы. Денисенко добавила, что Verysell Distribution предлагает целый ряд услуг, таких как консультации, подготовка спецификаций по продуктам, помощь с инсталляцией по некоторым сетевым направлениям, послепродажная поддержка и др., — они останутся востребованными и на «белом» рынке, что поможет Verysell Distribution удержаться на плаву. По собственным оценкам Verysell, стабильный рост сегмента спроса на такого рода услуги сохранится в России как минимум в течение трех-пяти лет, а потому она остается одним из стратегических направлений для Verysell Distribution.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями