Мининформсвязи РФ готовит к принятию пакет документов, направленных на дальнейшую либерализацию телекоммуникационной отрасли. Каждый из документов будет носить статус правительственных постановлений, как и акты, открывшие альтернативным операторам дорогу на рынок дальней связи.

По мнению исполняющего обязанности директора Департамента госполитики в области ИКТ Мининформсвязи Евгения Васильева, необходимо внести ряд поправок в действующие правила игры на межоператорском рынке и обеспечить недискриминационный доступ всех операторов к инфраструктуре местных сетей связи. Последний аспект пока никак не затрагивался регулятором при построении всего правового комплекса взаимоотношений операторов связи, их партнеров и потребителей после вступления в силу нового федерального закона «О связи».

Первый комплект документов по обеспечению недискриминационного доступа будет выпущен в начале 2008 года, однако зарубежная практика реализации подобных инициатив показывает, что процесс обычно растягивается на несколько лет. Еще ни в одной европейской стране, где раньше существовали естественные монополии в сфере местной связи, данный процесс нельзя считать завершенным. Российские законодатели взяли лучший опыт из мировой практики регулирования и надеются благодаря этому достичь желаемого результата в более короткие сроки.

Пока же, практически каждую МРК «Связьинвеста» в каждом регионе можно считать телефонным монополистом. Но с другой стороны, обладание «медью» еще не гарантирует им серьезных конкурентных преимуществ при развертывании широкополосных сервисов. Неспроста около половины общего количества широкополосных подключений в стране осуществляется с помощью технологии Ethernet. Поэтому главный акцент в новом законопроекте делается на равноправном доступе хозяйствующих субъектов к линейно-кабельным сооружениям и технологическим помещениям, чтобы альтернативным провайдерам не приходилось больше провешивать кабели по крышам домов и размещать сетевое оборудование на чердаках и в подвалах.

Другие, не менее важные поправки к отраслевой законодательной базе таковы. Во-первых, 12 октября вышло постановление Правительства, вносящее дополнения в постановление «Об утверждении правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия». Прежний текст документа гласил, что операторы местной связи и операторы подвижной телефонной связи могли присоединяться только к зоновым операторам, пропуская через них свой трафик, несмотря на то, что их телефонные коммутаторы могли при этом располагаться на одном узле связи. Теперь «искусственная монополия» зоновых связистов немного пошатнулась, поскольку стало допустимым присоединение местных телефонных операторов к сетям подвижной связи напрямую, правда, пока — только для пропуска звонков, идущих из ТфОП на городские номера мобильных абонентов и наоборот.

Во-вторых, из состава услуги по присоединению к сети электросвязи убрана формулировка «услуга за обслуживание точки присоединения». В министерстве надеются таким образом решить застарелую проблему принадлежности унаследованной еще с советских времен инфраструктуры связи, которая выливалась в закономерный вопрос — а кто кому должен платить за эти точки присоединения? До момента вступления в силу этой поправки (1 марта 2008 года) планируется пересмотреть политику ценообразования, тарифы на услуги присоединения, регулируемые государством.

В-третьих, спустя полтора года после формальной демонополизации рынка услуг дальней связи, выяснилось, что в Мининформсвязи не очень довольно динамикой этого процесса. Васильев констатировал, что в сегменте корпоративных клиентов конкуренция среди операторов МГМН-услуг довольно высокая, но свыше 90% населения продолжают пользоваться услугами одной компании — «Ростелекома». Такая ситуация объясняется не только лояльностью индивидуальных абонентов к «старому доброму» поставщику услуг, но и тем, что смена поставщика почти во всех регионах страны упирается в бюрократические барьеры. Глава департамента Мининформсвязи пообещал, что практика введения модели выбора оператора будет законодательно поддержана во всех регионах страны со второго квартала 2008 года.