Хотите ездить по городу и не беспокоиться о месте для парковки?  Ученые из Массачусетского технологического института (MIT) придумали машину специально для вас. Они работают над проектом City Car по созданию двухместного, складного, штабелируемого автомобиля.

Нет, это не опечатка. Рама автомобиля сконструирована так, что может складываться вдвое, а автомобили в сложенном виде можно уложить друг на друга в восемь рядов на одном обычном городском парковочном месте.


Складные машины – только на прокат

Одним из первых участников проекта City Car был Франко Вэйрани. Сейчас он готовится в институте к защите диссертации.  В городе будущего, по  представлению Вэйрани, почти в каждом городском квартале будут расположены штабеля электрических автомобилей типа City Car.

Когда жителю понадобится куда-то поехать, он сможет взять автомобиль из штабеля, заплатив за прокат посредством смарт-карты или сотового телефона. Прибыв на место своей деловой встречи, в магазин или к врачу, водитель просто оставит автомобиль там. Люди не будут покупать эти автомобили, они будут просто брать их напрокат. Полное самообслуживание. Следующий клиент берет автомобиль из штабеля и едет, куда ему нужно.

В журнале Time этот проект недавно назвали в числе лучших изобретений года. Как пояснил Вэйрани, его группа стремится переосмыслить взаимосвязи между городами и автомобилями.

"На автостоянках, на обочинах дорог стоит огромное количество машин, - говорит Вэйрани. - Восемь часов в день они ничего не делают, затем проезжают несколько миль и опять ничего не делают. А что, если бы они никому не принадлежали? Что, если бы их использовали, а потом свертывали и укладывали на место?"

В настоящее время группа проекта City Car строит прототипный образец автомобиля. Как сообщил Вэйрани, лабораторию Media Lab, где идут работы, спонсирует General Motors, но договор о покупке разработки пока ни с одним производителем не заключен.

Двухместный автомобиль будет весить от 450 до 680 кг. Скорость, которую он сможет развивать, будет соответствовать городским ограничениям, но не исключено и то, что он сможет разгоняться даже до 160 км/ч.


Мотор в колесе

Один из наиболее интересных аспектов конструкции машины - электродвигатели, встроенные в каждое колесо вместе с механизмами рулевого управления, торможения и подвески.

"Это полностью независимый роботизированный компонент и одновременно - колесо, - объяснил Вэйрани. - Внутри колеса мы поместили практически все, что необходимо для движения автомобиля. У автомобиля четыре таких колеса, и именно они приводят его в движение. Нет мотора. Нет коробки передач. Нет трансмиссии. Это очень эффективный способ использования энергии".

Размещение такого количества систем в колесах, добавил он, высвободило очень много места внутри машины и позволило сделать ее складной. Вэйрани показал на шарнир в раме позади пассажирской кабины. Сама кабина не складывается, но рама, поддерживающая кабину, складывается вдвое, переводя кабину почти в вертикальное положение.

Пока автомобили сложены в штабель и ожидают клиента, их литиево-ионные аккумуляторы будут подзаряжаться от городской электрической сети. Но в проекте предусмотрена и отдача энергии обратно в сеть. Зарядочные станции будут питаться от солнечных батарей, расположенных на соседних зданиях, а когда аккумуляторы автомобилей заряжены, энергия будет поступать в городскую сеть.

"Конечно, всех проблем это не решит", - считает Вэйрани. Он добавил, что деятельность группы курирует один из профессоров института, а в группу входят пять студентов, работающих исключительно над этим проектом, и еще десять заняты частично. "Смысл в том, чтобы представить альтернативный подход к вопросам автомобилизации, - подчеркнул Вэйрани. -  Целью проекта является увеличение эффективности всей транспортной системы. Она будет не так эффективна, как общественный транспорт, но зато объединит преимущества личной мобильности со способностью доставить людей именно туда, куда они хотят попасть. Это способ передвижения по городу".