Медицинский портал CSAM Plexus был представлен работникам здравоохранения во время пресс-тура по одному из крупнейших исследовательских госпиталей Европы, норвежскому Rikshospitalet, которому портал и обязан своим появлением (на фото Чарльз Скетчард  (Oracle), Cверр Флатби (CSAM), Ларс Хофстад (CSAM) в центре мониторинга систем госпиталя RikshospitaletВ недалеком будущем европейцы ожидают появления своего рода электронных сообществ в области здравоохранения, обеспечивающих полную автоматизацию процесса лечения с использованием современных информационных технологий. При этом подразумевается не только оцифровка всей имеющейся информации, но и перевод ручных процессов в электронные, переход от бумажного документооборота к электронному и даже создание виртуальных госпиталей, где операцию проводит робот, управляемый хирургом из другого госпиталя.

Это потребует определенного уровня развития прикладных медицинских информационных систем, а также использования интеграционных решений. Своеобразным мостом между системами, медицинским персоналом и пациентами может стать портал, базирующийся на Internet-технологиях. Такой портал объединяет методологии и инструменты, обеспечивающие управление всем жизненным циклом медицинской информации и позволяющие получить доступ к электронной истории болезни пациента для выбора правильного лечения.

Медицинский портал CSAM Plexus был представлен работникам здравоохранения во время пресс-тура по одному из крупнейших исследовательских госпиталей Европы, норвежскому Rikshospitalet, которому портал и обязан своим появлением. ИТ-департамент госпиталя разрабатывал это решение с 1998 года. После семи лет планирования, тысяч часов программирования, десятков миллионов, израсходованных на покупку ПК и сетевого оборудования, в марте 2005 года новую информационную систему ввели в действие, полностью избавив госпиталь от бумажного документооборота. Решение оказалось столь удачным и универсальным, что в том же году из ИТ-департамента выделилась компания CSAM, взявшая на себя все интеллектуальные права на программное обеспечение, которыми ранее владел госпиталь.

Использование портала дает возможность лечащему врачу получить полную информацию о пациенте, где бы врач в настоящее время ни находился, проанализировать все имеющиеся данные о здоровье пациента, поставить более точный диагноз и как следствие повысить качество лечения. Пациент также получает доступ к своим данным, своей истории болезни, которая, конечно, изложена в адаптированном виде и информация в которой отфильтрована. (Хотя вопросы о том, кто является владельцем информации и что должен знать пациент, а что ему знать не нужно, пока наиболее дискуссионны и окончательно не решены.) Доступ к своим записям пациенты получают через модуль My Journal из любого места, в том числе и извне госпиталя. Портал позволяет им общаться с врачом в режиме онлайн, задавая вопросы, проверять результаты анализов и вносить перед посещением врача в установленные формы информацию, необходимую для предварительного анализа.

Использование CSAM Plexus не требует создания централизованной базы данных: по запросу информация собирается из многочисленных источников данных, относящихся к разнообразным приложениям. При этом есть возможность проследить историю документа, все изменения, вносимые в документы, корректность их использования персоналом. Таким образом, система позволяет перевести учреждение здравоохранения на качественно новый уровень работы без необходимости кардинального изменения не только существующих информационных систем, но и ИТ-инфраструктур. Система внедрена в госпиталях трех европейских стран, пилотный проект завершился в Китае, а в России заинтересованность уже проявили в РЖД и еще ряде потенциальных организаций-заказчиков.

Портал может быть подкреплен системой Oracle Healthcare Transaction Base, созданной на основе стандарта хранения и обмена информацией в области здравоохранения HL7 v3. Это позволяет за счет единого интерфейса доступа к различным системам собрать данные из специализированных и несовместимых систем и приложений (клинических, финансовых, административных). Решение может дополнить также Oracle BI Clinical Data Warehouse и Oracle Identity Management Suite.

Основным конкурентом, по мнению представителей CSAM, является израильская компания Ness-ISI с решением dbMotion на базе программных продуктов Microsoft., которое имеет много общих черт с CSAM Plexus. Одним из основных достоинств последнего является поддержка процесса работы с документами.

«Вместе с Oracle мы видим для себя несколько основных географических рынков,— отметил Хелдж Монстад, менеджер по продажам и развитию бизнеса CSAM. — Это Россия, Великобритания, Испания, Португалия, Швеция. Основная причина их выбора — наличие национальных инициатив в области здравоохранения. В этом случае можно рассматривать их как рынки одного покупателя — клиентом становится страна».

Российский рынок считается одним из наиболее перспективных.

CSAM является партнером Oracle и использует для работы над своей системой такие инструменты, как Oracle SOA suite, Oracle Fusion Middleware, Oracle 10G Database. Чарльз Скетчард, вице-президент Oracle по здравоохранению в регионе ЕМЕА, отметил, что решение CSAM — лучшее из тех, что ему доводилось видеть за пределами США. До своего прихода пять лет назад в Oracle Скетчард занимал аналогичный пост в IBM и, проработав в общей сложности более 25 лет в области высоких технологий в здравоохранении, хорошо знаком с ситуацией на мировом рынке. Подписанное в сентябре соглашение о распространении продуктов CSAM через партнерскую сеть Oracle делает их более доступными. В России, к примеру, договор уже подписан с ФОРС.

Стоимость системы зависит от количества пользователей из числа медицинского персонала. Так, средняя стоимость внедрения портала по четырем аналогичным проектам в Швеции была оценена Ларсом Хофстадом, генеральным директором CSAM, в 3 млн. долл. Плата включает стоимость лицензий на продукты компании Oracle и стоимость самого решения. (Цены для пациентов будут зависеть от типа модулей, через которые они получают доступ к системе.) Решение предполагает возможность доработки его в соответствии с потребностями клиента, объемом интеграции унаследованных систем, предоставляется клиенту готовым на 60-70% и, как показала практика, может быть доработано и развернуто менее чем за год. Хофстад обратил особое внимание на то, что портал платформенно независим: «Решение может интегрироваться с системами, использующими модели документов, описанные на XML».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями