Системы поддержки операционной деятельности (Operations Support System, OSS), используются поставщиками услуг связи для планирования и проведения развития сетей, поддержки сетей в гарантированно работоспособном состоянии, а также, собственно, для обеспечения того, чтобы сервисы клиентам предоставлялись. Там, где речь идет об отношениях с клиентами и о вопросах бизнеса, системы OSS смыкаются с системами бизнес-деятельности (Business Support System, BSS).

По данным отчета Gartner, вышедшего в марте 2007 года, лидером на мировом рынке систем OSS является компания Amdocs, имеющая наиболее полный комплект соответствующих продуктов. В октябре в Москве вице-президент Amdocs Сет Несбитт озвучил видение компании по поводу перспектив глобального телекоммуникационного рынка, равно как и рынка систем OSS/BSS.

Перспективы эти двояки. Во-первых, речь идет о трансформации собственно сетей — суть в том, что доступ к ним постепенно станет более или менее повсеместным, сети будут доступны просто-напросто везде. И при этом совершенно разнородные сети будут заменены однородными IP-сетями. Повсеместность и конвергенция — что ж, новые OSS должны научиться работать в таких условиях.

Во-вторых, при этом идет речь о широчайшем распространении новых сервисов (в том числе мобильных) — VoIP, VPN, Video-over-IP и многих других. Дело, однако, не только в том, что старые сети не потянут новые сервисы — их не смогут потянуть и старые OSS-системы, это мнение компания Amdocs подтверждает данными опросов сервис-провайдеров. Речь идет о трансформации OSS-систем в более «коммерческом» направлении, поскольку трафик IP-сетей лучше поддается учету и контролю, сети «монетизируются», и это еще более сближает OSS и BSS.

По данным Coleman Parkes Research, в ближайшие два года от систем OSS потребуется, в первую очередь, способность глубоко интегрироваться с BSS и при этом быть способными поддержать новые быстро внедряющиеся сервисы. При этом, по данным опросов, 77% поставщиков услуг связи заявили, что это возможно сделать, не меняя старые системы OSS на современные.

Несбитт привел несколько разнообразных примеров больших OSS-проектов. Так, Telecom Austria решила объединить все уровни работы с VoIP — от процессного до уровня инвентаризации, British Telecom объединяет управление разнообразными сервисами (VoIP, DSL, IPVPN, POTS) на процессном уровне, датская TDC ведет проект, объединяющий все сервисы и все функции OSS, а австралийская Telstra — проект создания решения, которое объединит не только полный набор функций OSS, но и систему BSS.

Выбор, что именно строить, остается за конкретным провайдером, однозначно «неправильных» проектов нет — если они способны управляться с IP-сетями и быстрорастущими новыми сервисами.

Российский телекоммуникационный рынок, как полагают в Amdocs, делает сегодня лишь первые шаги по пути «OSS-трансформации», отставая тем самым от европейского. И компания надеется получить хороший куш от российских проектов, как у крупных провайдеров, так и у мелких и средних.

Последним, правда, вероятно, стоит обратить внимание на предостережение Gartner — полное OSS-решение Amdocs недешево и ориентировано скорее на крупных заказчиков.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями