Oracle сообщила, что письмо совету директоров BEA отправлено во вторник. Сделанное предложение на 25% превышает цену акций BEA на момент закрытия торгов в четверг. Журнал The Wall Street Journal оценивает сумму сделки в 6,66 млрд. долл.


Купить пионера


Компания BEA была пионером на рынке серверов приложений на Java, которые применяются для развертывания бизнес-приложений и конкурируют с такими системами, как IBM WebSphere. Неоднократно появлялись слухи о ее возможном поглощении, но все это время она сохраняла независимость.

"Данное предложение увенчало череду переговоров с руководителями BEA, проведенных за последние несколько лет, - говорится в заявлении президента Oracle Чарльза Филлипса. - Мы стремимся к скорейшему завершению дружественной сделки".

Однако ссылок на слова руководителей BEA в заявлении не было, и в первой половине 12 октября ничто не указывало на желание компании быть купленной. Не исключено, что имело место долгое сражение за ее поглощение,  подобное тому, какое Oracle вела несколько лет назад, чтобы купить PeopleSoft.


Расширить и укрепить


В Oracle заявляют, что покупка BEA позволит укрепить ее собственные пакеты программного обеспечения промежуточного слоя. Это важная для корпорации область, поскольку сейчас она стремится связать между собой несколько ранее приобретенных семейств бизнес-приложений. В Oracle заявляют, что, если сделка состоится, компания защитит вложения клиентов BEA.

"Наше постоянное  стремление продолжать поддержку продуктов была ясно продемонстрирована в процессе всех предыдущих приобретений, в том числе компаний PeopleSoft и Siebel. С BEA будет точно так же", - заявил Филлипс. Программное обеспечение промежуточного слоя Oracle Fusion уже включает в себя многие из продаваемых BEA продуктов, в том числе сервер приложений, сервер портала и средства разработки, а значит, в результате приобретения области применения в значительной степени наложатся друг на друга.

Главный аналитик компании RedMonk Стивен О'Грэйди считает, что основным мотивом приобретения является желание Oracle расширить и укрепить свое присутствие на рынке программного обеспечения промежуточного слоя. "BEA уже не на той высоте, что раньше, но у нее все еще серьезные позиции среди глобальных корпораций. И хотя Oracle, разумеется, тоже неплохо представлена на этом рынке, программное обеспечение промежуточного слоя BEA часто ценится выше", - полагает О'Грэйди.


Под давлением акционеров


BEA рано захватила лидерство в области серверов приложений, но постепенно ее настигла IBM, а затем  и Oracle, сама создавшая сильный бизнес в сфере программного обеспечения промежуточного слоя. Директор Oracle Лари Эллисон любил предсказывать падение BEA, но компания сумела отвоевать себе заметную долю рынка, разработав новые технологии для сервис-ориентированных архитектур и управления бизнес-процессами.

Однако с недавних пор BEA стала испытывать давление, особенно со стороны одного из крупных акционеров, миллиардера-инвестора Карла Айкона. В прошлом месяце он заявил, что будет настаивать на продаже BEA, полагая, что независимой компании будет трудно удержать на плаву свой бизнес.

В августе BEA отчиталась об объеме продаж за второй квартал в размере 365 млн. долл., что на 7% выше прошлогоднего результата, хотя объем продаж новых лицензий, важный показатель роста для компании, производящей программное обеспечение, упал на 9% - до 123 млн. долл. Целиком показатели за квартал не опубликованы в связи с идущим расследованием по поводу распределения опционов на покупку акций.

Акции BEA в Nasdaq закрылись в четверг по цене 13,62 долл., спустившись  с максимальной за 52 недели цены в 16,77 долл. На внебиржевых торгах утром в пятницу, после сообщений о предложении Oracle, акции подпрыгнули на 31% - до 17,84 долл. Акции Oracle колебались вокруг цены закрытия в четверг - 22,46 долл.


Не сбавляя темп

Эта сделка станет для Oracle очередным крупным приобретением в беспрецедентной череде покупок компании, поглотившей за последние три года свыше 30 фирм, занимающихся разработкой программ. Среди них разработчики приложений PeopleSoft, Siebel и JD Edwards, разработчик систем контроля эффективности Hyperion и разработчики систем управления базами данных TimesTen и Innobase.

Эллисон заявлял, что приобретения нужны для расширения круга клиентов компании и усиления экономических эффектов масштаба,  с тем чтобы компания могла сделать большие инвестиции и стать лидером на рынке приложений.

Эти сделки вывели Oracle на второе место на рынке бизнес-приложений после компании SAP, хотя аналитики задаются вопросом, как Oracle справится с таким количеством разных линий продуктов и как она сможет интегрировать их все под одной крышей.

В начале этого года в Oracle собирались сбавить темп приобретений и заняться интеграцией приобретенных компаний. Впрочем, Эллисон, похоже, всегда хотел заполучить BEA и, возможно, решил воспользоваться волнениями, вызванными заявлениями Айкона.