В ближайшем будущем Navteq рассчитывает добиться более богатого визуального содержания, встроить «умную» систему в недорогие модели машин, отслеживать пробки в режиме реального времени, давать помощь и советы водителям на дороге, обеспечить более широкое покрытие в РоссииКомпания Navteq вышла на российский рынок в феврале 2006 года. В сентябре этого года она представила свои первые продукты для отечественных потребителей — цифровые картографические базы данных для автомобильной и персональной навигации.

Navteq — один из лидеров в области средств автомобильной навигации (по собственным данным, ей принадлежит 70% соответствующего рынка), ее разработками пользуются 90 млн. человек в 69 странах. В компании 3 тыс. специалистов, третья часть которых ездит по дорогам с целью создания карт. В этом году Navteq приобрела компанию Traffik.com, благодаря чему появилась возможность добавить к дорожным картам объемные изображения и дополнительные приложения. Базы данных Navteq применяются во многих навигационных программах, в том числе — встроенных в автомобили, например, Volkswagen, SEAT и Skoda. (1 октября Nokia объявила о своем намерении приобрести Navteq за 8,1 млрд. долл. Крупнейший производитель мобильных телефонов планирует увеличить предлагаемый ассортимент устройств с навигационными функциями, и данная сделка является этапом в осуществлении этого плана. Одновременно этот шаг призван помочь Nokia расширить бизнес по предоставлению услуг, что немаловажно сейчас, когда прибыли от мобильных телефонов сокращаются. — Прим. ред.)

Главное, как заявил Яннис Моиссидис, вице-президент Navteq по развитию бизнеса в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке, — понимать, «как водитель конкретной страны видит дорогу».

Для российских дорог характерен ряд особенностей, отметить которые можно, только если непосредственно проехать по ним. Как утверждает Андрей Арсентьев, менеджер Navteq по Центральной и Восточной Европе, сотрудники компании изучили в Москве и Санкт-Петербурге каждую улицу, что дало очень высокое качество баз данных и гарантированный процент точности — 97-98%.

Процесс создания карт включает в себя несколько этапов. Сначала Navteq приобретает исходные данные — в цифровом или бумажном виде, спутниковые изображения, результаты аэрофотосъемки, обычно комбинируя различные базы данных. Потом производятся оцифровка, проверка на точность, сбор дорожной информации — где какие знаки находятся. Это делают, используя специально оборудованные автомобили. На этом этапе также проверяется качество данных.

В России специалистам Navteq пришлось столкнуться с рядом сложностей. Это, в первую очередь, затрудненное передвижение, плохие дорожные условия, частое отсутствие разметки, противоречивые данные на дорожных указателях. Было непросто собирать и стандартизировать информацию о названиях географических объектов («Кр. Озеро» может означать как «Красное», так и «Красивое»). Многое непонятно и с названиями ресторанов или автозаправочных станций — есть сложные наименования, поэтому надо представлять, что пользователь будет набирать в поисковике, особенно когда речь идет о комбинации русских и латинских букв.

Уже в этом году Navteq обещает предоставить автомобилистам детальную карту Московской и Ленинградской областей. Планируется увеличивать географическое покрытие, совершенствуя данные по уже «пройденным» дорогам в европейской части России. Готовится карта Краснодарского края, где очень быстро меняются дороги. В связи с активным строительством новых дорог, как отметил Арсентьев, «в некоторых регионах приходится буквально дежурить». Основная сложность заключается в том, что получить необходимую информацию обо всех изменениях от муниципалитетов практически невозможно. Поскольку дорог и дорожных знаков у нас очень много, создание одной карты в России обходится компании дороже, чем в небольшом западноевропейском государстве. И все же в планах компании — предоставить пользователю панъевропейскую базу данных, чтобы он мог, например, попасть «с любой улицы Москвы на любую улицу в Хельсинки».

По оценкам Моиссидиса, более половины автомобилистов, у которых не было навигационной системы в машине, выразили свое желание установить ее, а также получать подробную информацию о достопримечательностях, отелях, ресторанах. Более чем две трети всех пользователей навигационных систем хотят узнавать о состоянии движения и о стоимости проезда на платных дорогах, а также о наиболее красивых местах на пути их маршрута. Есть много желающих использовать навигатор вне машины — 75% опрошенных важно подготовить поездку дома. Подавляющее большинство автовладельцев обращает внимание на безопасность движения и хочет видеть на картах данные об освещенных местах парковок в ночное время. Все эти требования в ближайшее время будут учтены разработчиками навигационных программ.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями