Нобелевскую премию по физике 2007 года получили ученые, сделавшие открытие, которое позволило  записывать на жесткие диски еще больше данных.
Ученые Альберт Ферт из Франции и Питер Грюнберг из Германии разделили Нобелевскую премию за независимое открытие эффекта гигантского магнетосопротивления (ГМС).

"Этот физический эффект позволил создать совершенно новую область науки, магнетоэлектронику (или спинтронику), в которой используются два основных свойства электрона, а именно его заряд и спин", - говорится в объявлении о награждении, сделанном шведской Королевской академией наук.  Ферт является профессором университета Universite Paris-Sud, а Грюнберг работает с Научным центром в Юлихе (Германия).

Десять лет спустя

Свое открытие ученые сделали в 1988 году, и за десять лет производители, в том числе компания IBM, нашли ему применение в своих коммерческих продуктах. В частности, IBM разработала способ изготовления массовых жестких дисков, в которых ГМС используется для хранения данных со значительно более высокой плотностью, чем раньше.

Открытие явления ГМС изменило ситуацию в отрасли систем хранения. IBM воспользовалась технологией ГМС при создании архитектуры жестких дисков, благодаря чему емкость таких носителей удваивается каждый год.

Ферт, и Грюнберг не только первыми поняли механизм этого явления, но и нашли семейство материалов, также получившее название ГМС.

«Карманное» открытие

Один из результатов использования явления ГМС – компактные музыкальные плейеры, способные хранить большие объемы информации. "Сейчас MP3-плейер есть почти у всех, и мало кто задумывается о том, сколько компакт-дисков с музыкой умещается на тонком жестком диске, который установлен в проигрывателе", - говорится в объявлении о награждении.

Эффект ГМС заменил использовавшуюся ранее технологию индукционных катушек в считывающих головках для жестких дисков. Индукционные катушки до сих пор применяются для записи данных на диски. Сейчас специалисты IBM планируют применять технологию ГМС для магнитных лент и MRAM (магниторезистивной памяти случайного доступа), в которых биты данных хранятся с помощью магнитных зарядов.