Исследователи Университета им. Тафтса начали рассчитанный на три года проект по разработке способов, позволяющих компьютерам реагировать на деятельность мозга пользователей.

Проект финансируется грантом от Национального фонда науки в размере 445 тыс. долл.

Интерфейс под настроение

«Световое излучение позволит измерять кровоток в мозге, а с помощью этих данных можно распознать у пользователя компьютера чувство перегруженности работой, расстройства или рассеянности», - считает профессор кафедры компьютерных наук Роберт Джейкоб. Университет им. Тафтса расположен в Медфорде (штат Массачусетс). На основе данных о мозговой деятельности компьютер сможет настраивать пользовательский интерфейс.

«Если бы компьютер мог немного больше узнать о вас, он смог бы вести себя лучше, - считает Джейкоб. - Если бы он понимал, когда ваша рабочая нагрузка увеличивается, он бы, может быть, изменил оформление экрана. Или, если бы компьютер знал, что авиадиспетчер перегружен работой, очередной самолет был бы передан его коллегам».

Совместно с другим участником проекта - Серджио Фантини, профессором кафедры биомедицинской техники, Джейкоб собирается применить для получения данных о кровотоке технологию функциональной спектроскопии в ближней инфракрасной области (fNIRS), использующую световые волны. «Данные о кровотоке позволят определить уровень стресса», - уверен Джейкоб.

По его словам, при прохождении через ткани тела человека свет поглощается оксигемоглобином (насыщенным кислородом гемоглобином) или дезоксигемоглобином. Исследователи полагают, что приток насыщенной кислородом крови в определенную область мозга свидетельствует о том, что эта область испытывает повышенную нагрузку.

«Шлем ужаса»

В рамках программы исследований, для пользователей компьютера уже придуман фантастического вида шлем, который освещает их лоб. «Устройство будет измерять, какие участки мозга пользователя сильнее поглощают свет при выполнении им напряженной работы», - пояснил Джейкоб. Информация будет передаваться в компьютер, а тот уже с помощью методов машинного обучения будет подстраивать пользовательский интерфейс.

По мнению Джейкоба, самое сложное - это добиться, чтобы система делала только постепенные изменения в интерфейсе, не вызывая у пользователя затруднений.

«Мы имеем дело с очень тонкой, трудноуловимой информацией, - полагает Джейкоб. – И не можем быть постоянно уверены, что получаем точную информацию, поэтому реагировать надо очень аккуратно».

На этой неделе на симпозиуме ассоциации Association for Computing Machinery в Ньюпорте (шт. Род-Айленд) исследователи представили первые результаты экспериментов по мониторингу нагрузки на пользователя с помощью технологии fNIRS. 

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями