Эта сделка, о которой было объявлено в понедельник, должна к тому же помочь Nokia расширить бизнес по предоставлению услуг, что немаловажно сейчас, когда прибыли от мобильных телефонов сокращаются.

Электронные карты производства Navteq обеспечивают работу Mapquest и других сетевых сервисов, используются в навигационных системах Garmin, Magellan Navigation и прочих системах. Главным конкурентом Navteq является компания Tele Atlas. Именно она в настоящее время предоставляет картографические сервисы для Nokia.


Обретение уверенности


За два месяца до сделки между Navteq и Nokia компания TomTom - крупный европейский производитель систем GPS - объявила о намерении приобрести Tele Atlas.

«TomTom продолжит предоставлять услуги Tele Atlas в качестве самостоятельного сервиса, но для клиентов Tele Atlas, в том числе и для Nokia, это приобретение является источником неуверенности», - считает Крис Джонс, главный аналитик фирмы Canalys. Поэтому покупка Navteq позволит Nokia закрепить за собой необходимый ей доступ к электронным картам.

Приобретение Navteq станет одним из крупнейших приобретений в истории Nokia. За каждую акцию Navteq финская компания выплатит 78 долл., что на 34% выше курса месячной давности. Общая цена покупки составит 8,1 млрд. долл., а с учетом имеющихся денежных активов Navteq - 7,7 млрд. долл.

Сделка должна быть одобрена регулирующими органами и акционерами Navteq, а завершение ее планируется на первый квартал 2008 года, как заявляют в Nokia.


Главный элемент


Для Nokia, сделавшей функции GPS одним из главных элементов своей стратегии на рынке телефонов, картографические сервисы сейчас очень важны. В начале текущего года компания выпустила на европейском и азиатском рынках первое устройство со встроенной GPS - модель N95. В будущем она планирует снабдить функциями GPS и менее дорогие телефоны.

Nokia заявила, что продолжит обслуживание клиентов Navteq (в том числе и Mapquest), но одновременно будет использовать картографические сервисы и для предоставления своих собственных услуг с привязкой к местоположению пользователя. В рамках таких услуг клиенты со своих мобильных телефонов могут, например, получать информацию о дорожной обстановке или о местонахождении ближайших ресторанов и заправок.

«Покупка Navteq может оказаться защитным маневром, предназначенным для того, чтобы ее не купила другая компания», - полагает Джонс. Среди потенциальных покупателей он назвал Microsoft, Yahoo и Google. Все три компании в последнее время наращивали объемы картографических сервисов.


Карты – дело прибыльное


Кроме того, с приобретением Navteq компания Nokia получит прибыльное подразделение, что важно в период, когда средние продажные цены на ее телефоны падают. Компания уже создает новые сервисы в областях игр и музыки.

«Большую часть прибыли на рынке систем навигации забирают производители оборудования, такие, как TomTom и Garmin. Но мы уверены, что и сами картографические данные представляют огромную ценность», - заявил Джонс.

Во втором квартале Navteq сообщила об объемах продаж в 202,3 млн. долл., что на 49% выше, чем за аналогичный период прошлого года. Чистая прибыль составила 40,9 млн. долл. Компания Tele Atlas за тот же период объявила о продажах в объеме 72 млн. евро (103 млн. долл.), что на 21% больше, чем в прошлом году, но убытки при этом составили 1,2 млн. евро.

Если даже обе ведущие компании - производители электронных карт, TomTom и Tele Atlas - будут куплены, это не обязательно должно негативно отразиться на потребителях, как считает Джонс. Цены на услуги могут несколько вырасти, но это компенсируется понижением цен на продукты с поддержкой GPS.