с мая 2008 года все входящие в Международную ассоциацию воздушного транспорта (IATA) авиакомпании должны перейти на электронные авиабилетыОдной из основных забот отечественных авиакомпаний в последнее время является известная инициатива Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) о том, что с мая 2008 года все входящие в нее авиакомпании должны перейти на электронные авиабилеты. И собственно, прогнозируется, что 92% проданных авиабилетов к 1 января 2008 года уже станут электронными. К сожалению, Россия по степени проникновения электронных билетов находится на одном из последних мест в мире, несмотря на соответствующий приказ Минтранса, подписанный министром в январе нынешнего года. Таким образом, проблема — как соответствовать резолюции IATA, чтобы не потерпеть убытков, не потерять долю рынка и не разорвать договоры с западными коллегами — стоит теперь для российских авиакомпаний достаточно остро. В то же время ключевым компонентом этой проблемы является отсутствие на рынке специализированных решений для надежного и безопасного приема Internet-платежей за электронные авиабилеты от российских граждан. Международная процессинговая компания ChronoPay представила в середине сентября такое решение, разработанное ее российским представительством систему Internet-эквайринга E-Avia.

По словам руководителя проекта и вице-президента ChronoPay Игоря Зворыкина, система E-Avia, гибко подстраиваясь под конкретную авиакомпанию, позволяет принимать ей Internet-платежи за авиабилеты посредством разнообразных банковских карт и электронных платежных систем (Webmoney, «Яндекс.Деньги», Money Bookers, iDeal, GiroPay, ELV, C-Cash и др.) в 158 мировых валютах. Система целиком берет на себя обеспечение коммуникаций с покупателями по вопросу приобретения билетов в Internet, работая с банком-«эквайром» авиакомпании (то есть банком, через который авиакомпания принимает платежи за свои услуги) и платежными системами. Работа E-Avia для пассажира прозрачна, но именно в нее из любого места планеты, где есть доступ в Internet, он вводит данные кредитной карты, и именно она серьезнейшим образом проверяет их, перед тем как пропустить перевод в платежную систему. При проверке используется свыше 200 фильтров контроля для каждой финансовой транзакции, что блокирует основную массу типовых мошеннических действий. Система поддерживает международные стандарты по борьбе с мошенничеством (3D Secure), имеет сертификаты PCI, HackerSafe и TrustedShops. Сомнительные транзакции вручную проверяет департамент управления рисками. ChronoPay гарантирует работу контакт-центра для покупателей билетов в ежедневном и круглосуточном режиме на русском и английском языках, а для авиакомпаний — реакцию персонала на любые технические проблемы в течение 15 минут.

E-Avia позволяет создать специализированную платежную страницу для каждой авиакомпании, а ChronoPay напрямую сотрудничает с карточными ассоциациями и имеет большой опыт работы с банками-эквайрами, что позволяет ей гибко устанавливать тарифную политику для авиакомпаний-клиентов. E-Avia также совместима со всеми основными глобальными и российскими системами онлайн-бронирования — Amadeus, Sabre, Galileo, WorldSpan, Sirene, «Сирин».

По словам Зворыкина, система уже вызвала заинтересованность ведущих отечественных авиакомпаний. В настоящее время ведутся переговоры с тремя из них; в течение месяца ожидается заключение первого договора. В то же время, ввод в действие электронных авиабилетов приветствует и туристическая индустрия. По словам президента Российского союза туриндустрии Сергея Шпилько, туристический рынок также должен постепенно задействовать электронные платежи; этому в состоянии помочь процессинговые решения, разработанные ChronoPay.