Wyse x90e выглядит как ультралегкий ноутбук. Но он предназначен для работы с высокоскоростными сотовыми сетями третьего поколения и Wi-Fi, а также способен обеспечить доступ к приложениям через браузер, имеющийся во встроенной версии операционной системы Microsoft Windows XPeКомпания Wyse Technology представила ноутбук, выполненный в архитектуре тонкого клиента, без жесткого диска и вентилятора, с увеличенным временем непрерывной работы от батарей и полноразмерной клавиатурой. Новое устройство бесшумно и поддерживает работу с мультимедийной информацией. Новый компьютер предназначен для использования в офисе. Аналитики считают, что такого рода устройство может стать предвестником появления мобильных компьютеров нового типа.

Wyse x90e выглядит как ультралегкий ноутбук. Но он предназначен для работы с высокоскоростными сотовыми сетями третьего поколения и Wi-Fi, а также способен обеспечить доступ к приложениям через браузер, имеющийся во встроенной версии операционной системы Microsoft Windows XPe.

Впрочем, новый ноутбук Wyse можно подключать и к сетям Ethernet. Он весит менее двух килограммов и оснащен флэш-памятью емкостью 512 Мбайт с установленными на ней операционной системой и приложениями, которые можно добавить в зависимости от потребностей пользователя. Кроме того, в компьютере имеется оперативная память той же емкости. На первый взгляд, емкость памяти невелика, но в Wyse утверждают, что этого более чем достаточно для работы. Оперативная память расширяется до 2 Гбайт. В ноутбуке нет вращающихся компонентов, вентилятора или диска, что способствует продлению времени работы от батареи без подзарядки до пяти-семи часов.

Ноутбуки в архитектуре тонкого клиента появились не вчера. Производители таких устройств предлагают их в основном тем организациям, которые уже предоставляют возможность получать доступ к серверным приложениям с терминалов. Такие организации работают, например, в сфере здравоохранения, общественной безопасности, образования, розничной торговли и финансовых сервисов. То есть речь идет о средах, в которых сотрудники используют небольшое количество схожих приложений. Но такие ноутбуки будут пользоваться все большей популярностью и среди индивидуальных пользователей, и среди специалистов самых разных отраслей по мере совершенствования беспроводных сетей и по мере того, как Google, Microsoft и другие компании будут создавать сервисы онлайновых приложений. В то же время, как отметил Боб О’Доннелл, аналитик компании IDC, продавать подобные системы по-прежнему трудно.

Ноутбуки в архитектуре тонкого клиента имеют немало достоинств, в том числе с точки зрения безопасности и долговечности. Заменить испорченный ноутбук в архитектуре тонкого клиента не сложнее, чем телевизор. Такие ноутбуки, по словам О’Доннелла, с точки зрения логического развития событий имеют право на существование. Однако не всегда решения в сфере информационных технологий основаны на логике. О’Доннелл также отметил, что противиться распространению таких устройств, возможно, будут те, кто привык работать с «обычными» ПК.

В то же время Джефф Макнот, директор по маркетингу Wyse, полагает, что эти устройства становятся альтернативными решениями для наиболее требовательной группы сотрудников, специалистов в прикладных областях. А заинтересованность Wyse в поставке данного продукта на потребительский рынок может расти по мере того, как, по словам Макнота, будут найдены способы сделать эти устройства меньше и проще в использовании.

Подобные ноутбуки — небольшой сегмент всего рынка устройств в архитектуре тонкого клиента, и подобные продукты только начинают получать распространение.

В октябре исполнится год с того момента, когда конкурент Wyse —компания Neoware выпустила ноутбук m100 в архитектуре тонкого клиента с операционной системой Linux или Windows Xpe (в июле Hewlett-Packard объявила о приобретении Neoware). Система с операционной системой Linux продается в США за 759 долл., а с Windows — за 799 долл.


Клиенты становятся все тоньше и мобильнее

На потребительском рынке одним из первых широко распространенных мобильных тонких клиентов могло бы стать устройство Palm Foleo, но в сентябре компания прекратила его выпуск. Такое подобное ноутбуку устройство с экраном с диагональю 10 дюймов и полноразмерной клавиатурой должно было играть роль компаньона для смартфона Palm. (Эд Коллиган, генеральный директор Palm, заявил, что компания отказалась от выпуска Foleo для того, чтобы сосредоточить свои силы на создании операционной системы нового поколения для своих карманных устройств.)

Для того чтобы ноутбуки в архитектуре тонкого клиента завоевали интерес у клиентов, необходимо сделать так, чтобы с ними было просто работать при отсутствии сети (скажем, в самолете) с последующей синхронизацией при восстановлении соединения.

В Wyse заявили, что компания уже в этом году предложит программное обеспечение, которое позволит администратору центра обработки данных конфигурировать некоторые приложения так, чтобы они работали на ноутбуке, когда тот отключен от сети.

Независимый аналитик Роб Эндерле считает, что более широкое распространение ноутбуков в архитектуре тонкого клиента потребует создания решения для авиаперелетов, а также беспроводной связи с низкой задержкой в сочетании со зрелыми базовыми сервисами.

Для этого, по его словам, придется предпринять усилия, сравнимые с тем, что было сделано для iPod, причем даже в большем масштабе.

«Необходимо тщательно продумать все от начала до конца, вот почему о попытках Google в этом направлении пока нет никакой информации. Скорее всего, они ничего не сообщат об этом до тех пор, пока все составляющие не будут полностью готовы», — заметил он.

Как утверждается, Google работает над устройством, предназначенным для того, чтобы с его помощью можно было легко использовать онлайновые приложения и выполнять поиск в Web.

Еще один производитель ноутбуков в архитектуре тонкого клиента компания Devon выпустила свой SafeBook в октябре прошлого года. Этот продукт ориентировочной стоимостью 799 долл. в США работает с операционной системой Windows XPe и в основном используется традиционными пользователями тонких клиентов, но иногда и индивидальными потребителями, заметил вице-президент Devon по маркетингу Пол Манчини.

По словам Манчини, потребители, которые интересуются ноутбуками в архитектуре тонкого клиента, как правило, имеют свои беспроводные домашние сети и, возможно, нескольких детей, которые хотят иметь доступ в Internet.

Но пока, по его словам, более широкий потребительский рынок для этих продуктов еще не сложился.

«Потребители не хотят, чтобы их системы контролировал кто-то другой», — заметил Манчини.