Основная тема выступления на конференции Rich Web Experience автора термина AJAX (Asynchronous JavaScript and XML) — необходимость при разработке продуктов особое значение придавать проектированию функций, предоставляемых пользователям.

Джесс Джеймс Гарретт, глава консалтинговой компании Adaptive Path, в свое время предложивший термин AJAX, подчеркнул, что при работе с тем или иным продуктом у пользователей вырабатываются некоторые специфичные особенности взаимодействия. Его мнение о важности пользовательских возможностей в определенной степени совпало с мнением Кевина Хойта, специалиста по разработке платформ компании Adobe Systems. По мнению Гарретта, при работе с интерактивными системами оказываются задействованными те же умственные процессы, что и при общении с человеком.

«Иными словами, мы относимся к таким продуктам так же, как если бы они были людьми», — подчеркнул он.

Гарретт привел iPod в качестве примера устройства, которое ориентировано на пользователя. Даже несмотря на то, что это был не первый цифровой музыкальный плейер и он не обладал самым большим списком функций, iPod стал одним из самых успешных продуктов именно благодаря удобству работы с ним.

Flickr, по мнению Гарретта, — пример Web-компании, которая тоже ориентируется на возможности пользователей, она стала центром цифровой фотографии. Концепция AJAX, по его словам, тоже близка в этом отношении к примеру для подражания.

Гарретт считает, что в области разработки программного обеспечения формируется все более четкая тенденция сначала создавать компонент, ориентированный на возможности пользователей, а затем разрабатывать другие компоненты. Раньше разработчики начинали с ядра обработки данных, затем реализовывали бизнес-логику и только потом рассматривали возможности пользовательского интерфейса.

Развитие Web тоже весьма своевременно достигло некой любопытной точки. Телевидение обрело свой собственный статус как средство массовой информации лишь через десять лет, а сначала следовало парадигме радио и театра, точно так же основные принципы Web станут понятны лишь через десять лет. С этой точки зрения существенно формирование концепции Web 2.0, как среды, в которой определяющую роль играют функции взаимодействия, предоставленные пользователям. Комментируя ситуацию с Web 2.0, Гарретт особо отметил пример YouTube.

«YouTube как сайт был бы почти бесполезен, если бы не его пользователи, — сказал он. — Люди от него получают только то, что туда кладут другие».

Однако, по мнению Гарретта, производители инструментов не воспользовались возможностью сделать свои средства Web-разработки более привлекательными для разработчиков.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями