«У компании должна быть осознанная процессная стратегия, — подчеркнул в своем выступлении на конференции Грег Кинси, управляющий директор HP по производству и дистрибуции в регионе EMEA. — Именно отлаженные бизнес-процессы позволяют организации сохранять свои конкурентные преимущества».

Основу процессной стратегии может составить внедрение SOA и BPM. По мнению Кинси, сегодня нельзя рассматривать роль ИТ исключительно как вспомогательную, поддерживающую. Ошибка в ИТ-поддержке бизнес-процессов может разрушить компанию. ИТ должны быть встроены в бизнес и служить движущей силой роста, сокращения издержек и снижения рисков. Современные бизнес-процессы круглосуточны, непрерывны и глобальны. Компании имеют клиентов и поставщиков по всему миру. Финансовые операции идут, когда менеджеры спят. Поведение клиентов становится все менее предсказуемым. Все это означает, что процессы должны быть максимально гибки.

Ожидания, связанные с BPM, были очень высоки, но ее внедрение идет достаточно медленно. Между тем эта концепция необходима многим предприятиям для перехода на следующий уровень развития.

Новая история BPM берет свое начало в концепции TQM (Total Quality Management — «всеобщее управление качеством»), которая во многом опирается на понятие бизнес-процесса. Существенный вклад в ее формирование внес Вильям Деминг, который, работая в Японии после Второй мировой войны, развил методы статистического контроля процессов и показал, что улучшение качества приводит к снижению себестоимости, росту производительности и расширению присутствия на рынке. Именно тогда возникло понимание того, что качество продуктов и услуг существенным образом определяется качеством порождающих их процессов. Эта идея развивалась на практике различными путями. Один из них обозначила производственная система компании Toyota, опиравшаяся на концепцию «экономного производства» (lean production). Эта концепция переместила TQM на новый уровень, который позволял обеспечить не только качество процессов и конечных продуктов, но, в первую очередь, эффективность производства. Предложенная компанией Motorola методология Six Sigma позволила существенно усовершенствовать измерение качества процессов. Six Sigma представляет собой вероятно единственную научно обоснованную методологию метризации при проектировании бизнес-процессов, а потому чрезвычайно важна для распространения BPM. В начале 90-х годов существенный вклад в развитие BPM внесло распространение концепции реинжиниринга (Business Process Reengineering, BPR). Тотальное перепроектирование бизнес-процессов организаций заставило задуматься над тем, кто все эти процессы будет выполнять. В результате появилась необходимость выделить основные бизнес-процессы и сосредоточиться на их выполнении, отдав реализацию остальных процессов подрядчикам. В начале нового тысячелетия получила распространение идея аутсорсинга бизнес-процессов (Business Process Outsourcing, BPO). Завершает цепочку эволюции идеи бизнес-процессов распространение Internet — процессы стали «электронными», встроенными в ИТ. Таким образом, современное состояние BPM требует наличия инструментария, который позволял бы проектировать, встраивать и внедрять электронные процессы.

Интересно, что на всем пути развития концепции BPM инвестиции в ИТ росли. В 60-х годах на ИТ приходилось 15% капитальных затрат, а на нынешнем этапе эта доля увеличилась до 50%. В настоящее время ИТ во многих случаях формируют бизнес. С 70-х годов львиная доля этих расходов приходилась на ежедневную обработку данных. Подразделения собирали данные, составляя бумажные отчеты, а руководство хотело знать, что скрывается за этими цифрами. Софтверные компании начали предлагать локальные решения этой проблемы — то, что сейчас называют «системами планирования ресурсов предприятия» (самому термину ERP не более пятнадцати лет). В результате со временем бизнес-процессы оказались замороженными в недрах ИТ-поддержки, их было все сложнее совершенствовать. Этот опыт последних десятилетий является важнейшим аргументом в пользу сервис-ориентированных архитектур: необходимость постоянной модернизации процессов делает необходимым внедрение SOA.

Все большее значение для BPM приобретает аутсорсинг. Компании прибегают к нему даже при проектировании процессов. Большие и маленькие компании поняли, что аутсорсинг расширяет их возможности, повышает гибкость и снижает издержки. Во многих случаях аутсорсинг более эффективен при выполнении процессов. Но как в этом случае управлять процессами? Оказывается, что BPM не сводится к управлению процессами в самой компании, но подразумевает также организацию управления процессами вашими партнерами. Возросшее доверие к стратегическому сотрудничеству при управлении процессами сделало информацию ключевым источником конкурентного преимущества. Речь идет об информации, которая позволяет продвигать на рынок продукты и услуги, информации об имеющихся и потенциальных клиентах, — иными словами, об информации, на основании которой принимаются важнейшие бизнес-решения.

Необходимо отметить, что к систематическому проектированию процессов или реинжинирингу современные компании прибегают достаточно редко. Структура компаний становится все более примитивной и ориентированной на сотрудничество. Большая часть бизнес-процессов пересекает границы компании и выполняется за ее пределами во взаимодействии с прочими участниками рынка. Доходит до того, что клиенты сами проектируют продукты и услуги, а значит, влияют на организацию бизнес-процессов. Таким образом, современный бизнес требует новых подходов к реализации BPM.

Происходит существенное перемещение значимости с «основных» данных (core data) на «периферийные» (edge data). Основные данные, о которых традиционно заботился ИТ-персонал, обеспечивают ведение бизнеса. Это, например, финансовые данные. Основными данными все стремятся управлять самостоятельно, не отдавая эти операции на аутсорсинг. В то же время конкурентные преимущества обеспечиваются периферийными данными. Речь идет о данных о ситуации на рынке. Это, в частности, вся информация о потребителях — их ценностные ориентации, основы принятия решений и т. д. Это данные о степени удовлетворенности персонала, почему люди стремятся работать в компании, какие навыки нужны для этого. Это данные о бизнес-партнерах и т. д.

Большое значение приобретает прогностическое моделирование для определения путей достижения тех значений метрик процессов, которые требуются бизнесу. Моделирование дает возможность проанализировать различные сценарии развития бизнеса. Возникает новый образ бизнес-аналитика, который, с одной стороны, разбирается в вопросах архитектуры предприятия и глубоко понимает его бизнес, а с другой стороны, понимает, как работают информационные системы, разбирается в бизнес-приложениях, структуре потоков данных, умеет работать с инструментами проектирования бизнес-процессов.