Служба новостей IDG, Париж

Компания Business Objects предлагает опробовать прототип инструментов бизнес-аналитики, построенных с использованием принципов Web 2.0; отзывы первых пользователей нового инструментария неоднозначны.

Комплекс программ, которые в компании обозначают термином BI 2.0, она опубликовала несколько месяцев назад, обратившись к пользователям с просьбой прислать свои отзывы. Идеи, лежащие в основе BI 2.0, во многом аналогичны тем подходам, которые называть Web 2.0; прежде всего, речь идет о таких концепциях, как коллажи (mashup) приложений и коллективная работа в Сети.

Инструментарий BI Annotator позволяет объединять внешние потоки данных со структурированной информацией в хранилище данных. Сельскохозяйственные предприятия, к примеру, могут объединить поток информации, содержащий сведения о температуре в данной местности, с внутренними данными о собранном фермами урожае. Идея состоит в том, чтобы использовать больше «контекстной» информации для принятия более обоснованных бизнес-решений.

BI Desktop, предназначен для создания небольших программ, которые размещаются на рабочем столе и выводят текущую информацию, значимую для бизнес-анализа

Еще одно средство, BI Desktop, предназначено для создания небольших программ, которые размещаются на рабочем столе и выводят текущую информацию, значимую для бизнес-анализа. Кроме того, компания предлагает Business Objects Masher для компоновки онлайновых сервисов, и BI Collaborator, подключаемый модуль для Windows Live Messenger, с помощью которого пользователи могут общаться друг с другом и обмениваться данными бизнес-анализа с помощью системы мгновенного обмена сообщениями.

Пока эти инструменты существуют в виде прототипов, и в Business Objects подчеркивают, что вовсе не обязательно эти прототипы превратятся в реальные программные продукты.

Нил Раден, глава консалтинговой компании Hired Brains, отметил, что в некоторых инструментах реализованы интересные идеи, но в целом он был разочарован: «Возможность создавать коллажи довольно интересна, но я не думаю, что она окажется особенно полезной».

Производители программного обеспечения корпоративного назначения, по его словам, редко предлагают действительно новаторские, творческие решения. Они используют слишком многое из идей Web 2.0, которые с успехом применяются в Internet, вместо того чтобы предложить кардинально новые способы управления постоянно увеличивающимися в объеме данными.

«Управление данными в крупных компаниях по-прежнему базируется на реляционной модели данных, — заметил он. — Пока еще не настало время появления универсального анализа, но, если бы в сами данные была заложена определенная интеллектуальность, они могли бы систематизироваться сами».

Он предложил модель данных для бизнес-анализа, в которой не только описывается информация, но и выявляются взаимосвязи между данными. Благодаря этому, по его словам, «можно понять суть вещей, а не только получить их описание».

«Я не говорю об искусственном интеллекте, но и с помощью уже известных технологий можно создавать системы, способные делать определенные заключения относительно содержащихся в них данных», — заметил он. Раден считает, что программное обеспечение бизнес-анализа должно, например, уметь делать следующие выводы: «эта ситуация уже встречалась раньше», или «что-то подобное уже было», или даже «мне кажется, что этому человеку на самом деле необходим анализ цен, поэтому я предложу соответствующую информацию и посмотрю, действительно ли это нужно».

Стефан Фью, глава консалтинговой компании Perceptual Edge, специализирующейся на технологиях визуализации данных, также критично оценивает увлечение идеями Web 2.0; в своем блоге он утверждает, что основные проблемы отрасли программного обеспечения связаны с плохо продуманными пользовательскими интерфейсами: «Интерфейсы, предложенные для BI Desktop, рассчитаны скорее на тех, кто играет с информацией, а не работает».

«Похоже, у большинства производителей средств бизгес-анализа нет даже базового понимания проблемы визуализации данных», — писал он.

Между тем Борис Эвельсон, старший аналитик компании Forrester Research, более высоко оценивает предложенные прототипы.

«Думаю, продукт Query As A Web Service заслуживает особого внимания, — заметил он. — Это отличный, простой способ создать запрос и сразу же превратить его в Web-сервис, которым могут воспользоваться любые другие приложения сервис-ориентированной архитектуры. Великолепный инструмент».

Ему также понравились BI Annotator и BI Desktop. По мнению Эвельсона, один из факторов, ограничивающих эффективность бизнес-анализа, — необходимость открывать отдельное приложение и искать требуемую информацию.

«Предоставление возможности использовать средства анализа с помощью приборной панели непосредственно на рабочем столе — верный шаг на пути решения данной задачи», — считает он.