Джим Пойнтер не очень увлекается компьютерными играми. Но в начале этого месяца в лаборатории Sandia National Laboratories (Ливермор, шт. Калифорния) он 20 минут напряженно управлял виртуальным городом, пытаясь справиться с чрезвычайной ситуацией – разливом токсичных веществ.

Он играл в разработанную Sandia National Laboratories и Университетом Южной Калифорнии игру Ground Truth. Игра была создана в рамках трехлетнего исследовательского проекта по поиску новых способов подготовки полиции, пожарных команд и муниципальных органов к действиям в условиях катастроф.
Ground Truth относится к стратегиям в реальном времени.

"События на экране компьютера происходят не пошагово, а в реальном времени", - пояснила главный исследователь проекта Game Technology-Enhanced Simulation for Homeland Security ("Применение игровых технологий в симуляторах для задач национальной безопасности") Донна Джорджевич. по ее словам, от этого игра становится более реалистичной. С другой стороны, от недостатка времени для реагирования на чрезвычайные ситуации игроки испытывают большее напряжение.


Тысячи виртуальных трупов

Пойнтер, занимающий должность директора Агентства по медицинским службам в чрезвычайных ситуациях (Emergency Medical Services Agency) округа Аламеда, для первого раза сыграл неплохо. Пытаясь ограничить нанесенный ущерб, он перемещал полицейские машины, отправлял группы специалистов по опасным веществам и создавал сборные медпункты, одновременно отслеживая распространение облаков токсичных газов, которые могли помешать его действиям. Увы, к концу игры число погибших измерялось тысячами. Далеко не идеальный результат.

Пойнтер объяснил, что ему потребовалось много времени, чтобы привыкнуть к управлению игрой. Да и зрение в 58 лет уже подводит, когда нужно следить за фигурками на экране. "Через какое-то время по ходу игры потребовалось переместить дорожные заграждения, - посетовал он.  - А я даже не знал, что они есть".
Тем не менее Пойнтер уверен, что  игра может стать хорошим способом помочь людям освоиться с процессом принятия решений во время чрезвычайных ситуаций. "По-моему, потенциал у игры огромный, - заявил он. - С одной стороны, вы развлекаетесь, но в то же время защищаете граждан от природных или техногенных катастроф.  Это здорово".


Warcraft как источник вдохновения

Неожиданностью оказалось то, что вдохновляла авторов Ground Truth  игра в стиле фэнтези – знаменитая Warcraft III разработки Blizzard Entertainment. "Конечно, там эльфы и орки воюют друг с другом, и это нельзя перенести в мир с полицейскими и пожарными, - пояснила Джорджевич. - Но Blizzard создала принцип, который я постаралась воплотить и в Ground Truth: игру легко освоить, но трудно достичь в ней совершенства".

Симуляторы в стиле компьютерных игр уже с успехом использовались при подготовке военных и летчиков, но в создании увлекательных игр на тему борьбы с катастрофами разработчики пока не преуспели. "Качество разработки зачастую довольно низкое, и к тому же у создателей игр нет опыта, например, в написании сценариев развития аварии", - считает Джорджевич. – Поэтому такие игры отражают только лежащую на поверхности часть борьбы с катастрофой".

У Sandia же имеется большой опыт в данной области, и группа разработчиков уверена, что сможет сделать игровой процесс богаче и реалистичнее. "У нас работает много системных аналитиков, которые всю жизнь занимались как раз самыми сложными вопросами катастроф", - отметила Джорджевич.


«Ядерные» хозяева

Компанией Sandia владеет Lockheed Martin - фирма, известная тем, что по заказам правительства США разрабатывает некоторые системы, предназначенные для ядерного оружия. Но, кроме того, в ее лабораториях установлены одни из мощнейших в мире суперкомпьютеров, которые заняты сложными вычислениями для нужд разных областей.

Джорджевич начала играть в компьютерные игры еще в шесть лет, на приставке Nintendo своего брата. Интерфейс игры, считает она, может быть применен и в других исследовательских проекта Sandia, например в симуляторе инструментов планирования инвестиций.

На исследования в области игровых технологий было выделено 1,8 млн. долл. Это позволит Джорджевич работать над совершенствованием Ground Truth по крайней мере до конца 2009 года. Впрочем, она надеется, что для дальнейших работ выделит средства либо Министерство национальной безопасности, либо частное предприятие.

В создании  игры также принимали участие аспиранты инженерного факультета Университета Южной Калифорнии.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями