Computerworld, США

Вопреки прогнозам пессимистов, назвавших проект одним из величайших технологических провалов, Iridium находит свою бизнес-модель

На первых порах Iridium позиционировалась как служба телефонной спутниковой связи, ориентированной на конечного потребителя, однако предлагавшийся клиентам телефон был слишком громоздким, а обслуживание обходилось чересчур дорого. Возрождение компании в новом качестве произошло в 2001 году после смены собственника. Она начала рекламировать себя в качестве поставщика телекоммуникационных услуг, предоставляющего устойчивую связь в удаленных регионах, где стационарные и сотовые телефоны не действовалиПохороненная многими экспертами еще семь лет назад компания Iridium Satellite, специализирующаяся на предоставлении услуг спутниковой связи, решила вновь напомнить всем о себе.
Компания сообщила, что с июня 2006 года у нее появилось 44 тыс. новых абонентов. Общее число клиентов выросло на 27,7% и достигло 203 тыс. По итогам второго квартала, завершившегося 30 июня, оборот компании составил 66,7 млн. долл., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 24,4%.
Хотя показатели продаж и количество клиентов еще очень далеки от цифр, демонстрируемых лидерами отрасли услуг беспроводной связи, определенный прогресс организации, пережившей в 2000 году банкротство и смену направления деятельности, очевиден.
Компания, основанная в 1998 году и названная в честь спутниковой группировки, которая должна была объединить 77 космических аппаратов (атомная масса химического элемента иридия равна 77), в 2000 году испытывала серьезные финансовые трудности и находилась на грани прекращения эксплуатации спутниковой сети, развернутой при участии корпорации Motorola и ряда других организаций. После банкротства компания была приобретена консорциумом за 25 млн. долл. — смешная сумма для спутниковой системы, которая на момент своего создания стоила 5 млрд. долл.
На первых порах Iridium позиционировалась как служба телефонной спутниковой связи, ориентированной на конечного потребителя, однако предлагавшийся клиентам телефон был слишком громоздким, а обслуживание обходилось чересчур дорого. Кроме того, некоторые особенности предоставления услуг оказались неприемлемыми. К примеру, подключаться к спутнику можно было, только находясь в зоне прямой видимости, что исключало возможность использования телефонов внутри помещений (эту проблему удалось решить за счет установки специальных антенн на зданиях, в которых находились пользователи Iridium). Впрочем, оставались и другие ограничения: в густонаселенных районах с большим количеством высотных зданий, а также под кронами деревьев связь пропадала. Чтобы восстановить ее, клиенту требовалось переместиться в зону прямой видимости спутника.
Возрождение компании в новом качестве произошло в 2001 году, после смены собственника. Она начала рекламировать себя в качестве поставщика телекоммуникационных услуг, предоставляющего устойчивую связь в удаленных регионах, где стационарные и сотовые телефоны не действовали: в безлюдных пустынях, в полярных льдах, в дикой местности, в зонах стихийных бедствий, в других изолированных регионах и областях с суровым климатом.
«Избранная первоначально направленность нашей деятельности оказалась неверной, — отметил председатель совета директоров и генеральный директор компании Iridium Мэтт Деш. — Мы ориентировались в первую очередь на массового потребителя, напрямую продавая услуги конечным пользователям. После 2001 года компания подписала соглашения со 150 партнерами, которые помогают нам находить новых клиентов в добывающей промышленности, производственной сфере и в области геологоразведки. Системы Iridium призваны удовлетворить потребности лесных служб и служб спасения. Нам удалось сформировать вокруг себя развитую клиентскую экосистему. В этом и заключается принципиальное отличие от того, что было ранее».
Компания AirDAT, занимающаяся продажей клиентам метеорологических сведений, использует сервисы передачи коротких порций данных Iridium для организации сбора в режиме реального времени информации о погоде. Сбор информации осуществляется с помощью специальных датчиков, закрепленных на самолетах коммерческих рейсов. AirDAT требовалось найти способ получения данных о погоде, который не оказывал бы влияния на основные системы связи воздушного судна. Три года назад выбор пал на датчики Iridium, подключенные к спутниковой сети.
«Iridium очень хорошо подходит для решения наших задач», — подчеркнул директор AirDAT Джей Ладд.
Скотт Милер, возглавляющий Mileur Guide Service, использует телефоны Iridium для поддержания связи с охотниками в диких районах Аляски. Это оборудование применяется там, где сотовая связь оказывается недоступной, а громоздкие радиопередатчики носить с собой крайне неудобно.
«Устройства работают в любом месте, где бы вы ни находились, — сообщил Милер. — Поскольку покупка 500‑минутного пакета услуг связи обойдется вам в 1,25 долл. за минуту, приобретать его для того, чтобы просто поболтать всласть, довольно накладно. Вы говорите в режиме жесткой экономии, отключая телефон сразу после завершения сеанса. За шесть лет эксплуатации данной системы нам ни разу не пришлось вызывать в дикие районы службу спасения, но мы довольно часто применяем спутниковые средства связи для организации транспортировки удачливых охотников. С их помощью транспортные средства могут добраться до глухих уголков, избавляя людей от необходимости тащить на себе добычу в отдаленный охотничий лагерь. Я сам всегда ношу спутниковый телефон в своем рюкзаке. Имея его под рукой в удаленных районах, чувствуешь себя в безопасности».
Аналитик компании Frost & Sullivan Макс Энджел считает, что попытки внедрения службы спутниковой телефонии в среду массовых пользователей следует расценивать как «пример очевидной глупости», но корректировка бизнес-плана заметно повысила перспективы Iridium.
«Когда новые владельцы покупали компанию, они знали, что первоначально данные активы стоили миллиарды долларов, но не питали по отношению к ним особых иллюзий, — пояснил Энджел. — Задумавшись о том, что можно сделать со всем этим, и постаравшись заручиться поддержкой многочисленных партнеров, они сумели создать вполне работоспособную бизнес-модель. Действительно, по своей природе эта услуга рассчитана на очень узкий рынок, но до поры до времени это никого не заботило, что и привело к серьезным осложнениям. В конце концов было решено перепрофилировать бизнес, адаптировав его к имеющимся активам, вместо того чтобы создавать активы для нового бизнеса с нуля».
В настоящее время сеть Iridium включает в себя 66 низкоорбитальных спутников, поддерживающих связь друг с другом, и девять резервных аппаратов. В период с 2013‑го по 2016 год отслужившие свой срок спутники в рамках программы технической модернизации будут заменяться на новые.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями