«Открытые системы»

В программном бизнесе HP происходят глубокие изменения

Сергей Лобов: «Мы не преследуем цель стать поставщиком приложений; наша основная задача — обеспечить заказчикам возможность консолидации ресурсов для оптимальной поддержки бизнес-операций»Сегодня ряд аналитиков отмечает, что термин «информационные технологии» больше не отражает суть деятельности ИТ-подразделений и пришло время заменить его термином «бизнес-технологии». Кроме этого, коммодитизация компьютерного оборудования и программного обеспечения угрожает позициям лидеров рынка, что заставляет их пересматривать направления своей деятельности. Не стала исключением и компания HP. Новая группа, HP Software, в которой работает свыше 8 тыс. человек и темпы роста которой вдвое превышают темпы развития других подразделений компании, ориентирована на предоставление заказчикам комплекса решений, образующих пул бизнес-технологий. Насколько всерьез в HP занялись программным бизнесом? Вероятно, ответ на этот вопрос специалисты смогут получить на традиционном форуме «Программные миры HP», который в этом году пройдет в сентябре. О подходах компании к оптимизации бизнес-операций заказчиков редакторам журнала «Открытые системы» рассказал директор департамента программных решений представительства компании Hewlett-Packard в России Сергей Лобов.


Насколько глубоки изменения, произошедшие в программном бизнесе HP с покупкой компании Mercury Interactive?
Да, интеграция Mercury в состав HP позволила нам сформировать целостное видение того, что в области программного обеспечения может предложить обновленная компания. До недавнего времени мы фокусировались только на решениях по эксплуатации ИТ. Благодаря решениям Mercury мы теперь можем в полной мере реализовать стратегию, внедрение приложений и эксплуатацию ИТ — иными словами, то, что мы называем «концепцией оптимизации технологий в интересах бизнеса» (Business Technology Optimization, ВТО). Кроме того, появление в нашем портфеле продуктов Mercury позволяет по-новому позиционировать наш программный бизнес, не привязывая его к конкретным архитектурам. Действительно, системы тестирования или управления портфелем проектов и тем более решения, основанные на принципах SOA, не зависят от аппаратной платформы.
ВТО сегодня — один из трех китов HP Software. Второй «кит» — Business Information Optimization (BIO), новая область в нашем программном обеспечении, в рамках которой будут предлагаться решения по интеллектуальной обработке данных, включая системы бизнес-интеллекта, управление жизненным циклом информации, хранилища данных и т. д. И наконец, третий «кит» — OpenCall, фактически производственная система для телекоммуникационной отрасли. 


Каковы первоочередные задачи HP Software?
Наш новый брэнд очень хорошо воспринимается нашими заказчиками, и сейчас основная задача — популяризировать суть концепции ВТО. Современные технологии направлены на решение задач бизнеса, а не на достижение частной цели управления информацией. Действительно, когда предприятие планирует предложить рынку новую услугу, то в этом предложении значительна технологическая составляющая, а потому оно может исходить от ИТ-департамента. Но для того чтобы задача была реализована правильно и обеспечила бизнесу реальные конкурентные преимущества, ее постановка невозможна без бизнес-менеджеров.
Как показывает опыт, 70% ошибок закладывается на этапе дизайна системы, поскольку исполнитель часто предпочитает опираться на собственный опыт и представления, как выполнить заказ, что приводит к тому, что в проекте изначально возникают несоответствия требованиям. При недостаточном внимании со стороны пользователей к тому, как идет процесс проектирования и кодирования, только при предъявлении готового продукта выясняется, что первоначально требовалось совсем иное. Большинство таких несоответствий выявляются на этапе опытной эксплуатации, когда уже поздно что-то кардинально изменять.
В 1994 году во всем мире было реализовано только 18% успешных ИТ-проектов. Десять лет спустя их число выросло лишь до 28%; все остальные либо существенно превысили бюджет, либо вышли за положенные сроки, либо реализовали несоответствующую функциональность. Концепция ВТО способна кардинально изменить ситуацию, позволяя выстроить и контролировать жизненный цикл проекта. Пресловутое соотношение 80/20, когда 80% сотрудников компании занимаются эксплуатацией, и только 20% — инновациями, возникает от неправильной реализации проектов, когда на начальных этапах делается множество ошибок, а потому так много людей вынуждено заниматься улучшениями, доработками и постоянным мониторингом, чтобы система все-таки работала. Но если жизненный цикл четко выстроен, есть шанс увеличить потенциал инноваций.


Как возникла идея реализации BIO?
Сегодня основное предложение HP в этой области — аппаратно-программная платформа Neoview, реализованная на базе технологий компании Tandem, которая выпускала очень любопытные нишевые решения. Помимо рынка серверов высокой готовности, эта компания работала и на других направлениях, например имела собственную реализацию хранилища данных, концепция которого была очень прогрессивна для своего времени, опередив спрос, наверное, лет на 15, и сегодня она обретает новую жизнь. Архитектурные особенности платформы Tandem, обеспечивающие высочайший уровень готовности благодаря полной аппаратной кластеризации, делают Neoview более доступным решением по сравнению с альтернативными предложениями. К примеру, всего два небольших сервера способны обслужить базу абонентов крупного регионального оператора связи при очень невысокой стоимости поддержки.
Все подобные новинки в HP сначала тестируют на себе. Так, платформа BIO позволила нам резко сократить количество центров данных. Это же относится и к другим новым предложениям HP. Мы традиционно проводим тестирование своих программных продуктов с помощью решений Mercury, а теперь еще и разворачиваем управление портфелями проектов на базе Mercury Project & Portfolio Management — очень актуального решения для многих российских предприятий. Посмотрите, сколько у нас компаний, которые одновременно ведут десятки и сотни проектов, действуя по старинке: в начале года запланировали, а потом не в состоянии понять, выполнен проект или нет, как он коррелирует со стратегическими задачами, достаточно ли ресурсов и т. д.


Программный бизнес НР расширяется в основном за счет приобретений новых компаний. Хорошо ли это?
Это общая тенденция — все крупные разработчики постоянно приобретают готовые решения или компании. HP продолжит покупать другие компании, во втором полугодии вы услышите еще о нескольких приобретениях, связанных с платформой OpenCall и BTO.


Как позиционируются решения HP Business Service Management в новой стратегии BTO? Есть ли в России интересные проекты в этой области?
Решения по управлению бизнес-сервисами органично вписываются в общую стратегию BTO, занимая нишу, связанную с мониторингом бизнес-транзакций. В России самый заметный проект в этой области — внедрение системы HP Business Process Insight в «Альфа-банке». Ведется несколько пилотных проектов по реализации наших предложений из группы решений Business Availability Center, позволяющих в оперативном режиме анализировать транзакции пользователя, рассматривая их как с точки зрения архитектуры, так и с точки зрения логики бизнес-процесса, что позволяет в минимальный срок идентифицировать причины сбоев транзакции.


Сегодня все ведущие производители платформ управления ИТ активно продвигают собственные базы конфигурационных данных. Насколько необходима стандартизация в этой области?
Все решения класса Configuration Management Data Base интегрируются между собой. Хотя, конечно, нам проще создать такой интерфейс, чтобы данные из нашей базы CMDB нажатием одной кнопки попадали в систему HP Service Desk. Мы недавно представили Universal CMDB, базу данных, в которой хранится информация обо всех конфигурационных единицах информационной инфраструктуры, которая в иерархической привязке выстраивается по отношению к ИТ-сервисам. Например, известно, что определенный пользователь обращается к тем или иным сервисам, эти сервисы состоят из определенных приложений, которые работают под управлением конкретной операционной системы и специфического аппаратного окружения и т. д.
Помимо Universal CMDB, собственную базу данных конфигурационных единиц имеют система Service Desk и решение по управлению активами Asset Center. Полной унификации здесь быть не может. Объем финансовой информации, которая должна храниться в базе данных для каждой конфигурационной единицы с точки зрения Asset Center, настолько велик, что, если загружать ее в централизованную базу CMDB, то система будет перегружена. Если же пользователю надо реализовать только Service Desk и функционально база CMDB этой системы его устраивает, он может этим и ограничиться. В противном случае можно обратиться к организованному по всем правилам центру управления на базе Universal CMDB.


Помогает ли концепция ВТО снизить риски внедрения сервис-ориентированных архитектур?
В рамках BTO предусмотрены механизмы не только для управления, но и для создания сервис-ориентированных архитектур. SOA — средство, позволяющее не интегрировать все со всем, а по необходимости автоматизировать в короткие сроки ту или иную задачу исходя из наличия определенной функциональности в приложениях компании. Для этого создается репозитарий сервисов, который позволяет приложению в заданных форматах рассказать все о своей функциональности. Собрав полную информацию о том, что могут делать приложения и инфраструктура, можно приступать к реализации определенной задачи. Возьмем, к примеру, бронирование билетов. Что для этого нужно: ERP для обработки платежа, система мониторинга расписания, CRM для авторизации клиентов, Web-портал для доступа к сервису. Специальный брокер находит эти необходимые компоненты в репозитарии, опираясь на логику процесса, описанную с помощью языка BPEL, а затем необходимые функции собираются из существующих приложений.
Инструменты для реализации этой идеи опираются на технологии компании Systinet, недавно вошедшей в состав Mercury. Мы продвигаем простой подход к SOA, в отличие от альтернативных решений, которые, помимо репозитария и брокера, требуют от пользователя глобальной интеграции посредством универсальной шины сообщений. Но это очень ресурсоемкое решение, делающее путь к достижению реальных бизнес-результатов долгим и дорогим.


Существует ли проблема интеграции продуктов в рамках ВТО?
Задача интегрировать все со всем не ставится: например, тестировщикам не нужна информация об управлении сетями. Однако имеется задача интеграции продуктов Mercury и HP, принадлежащих одному «столпу» концепции BTO (стратегия, приложения, операции), но для большинства из них интеграция не составляет проблемы, поскольку эти решения уже неоднократно пересекались в различных проектах. У нас с Mercury долгая история сотрудничества. Кроме того, продукты этой компании очень хорошо отработаны, начиная с процедур установки и заканчивая инфраструктурой анализа проблем.


Три «столпа» BTO
Концепция оптимизации технологий в интересах бизнеса ВТО базируется на трех «столпах» — стратегия, приложения, операции. В каждом из них программные решения с общим функциональным назначением объединены в так называемые центры.
В области стратегии имеется два центра. Project&Porfolio Management Center включает систему управления портфелем проектов от Mercury, а SOA Center, помимо решений HP по управлению сервис-ориентированными архитектурами, включает технологии Systinet, помогающие строить SOA.
Второй «столп» BTO образуют решения Mercury по управлению процессом внедрения приложений. Продукты, входящие в Quality Center, реализуют функциональное тестирование приложений, а Performance Center предназначен для оптимизации нагрузочного тестирования.
Следующая группа центров относится к классическому для HP блоку поддержки операций. Network Management Center включает решения для управления IP-сетями и базовыми сетями операторов связи. Operations Center обеспечивает управление приложениями, серверами, операционными системами, базами данных. Change & Configuration Center решает задачи управления распространением программ, управления использованием ИТ-ресурсов, заплатами и т. д. Service Management Center включает решения класса Service Desk, систему по управлению активами, а также средства управления идентификацией. В Business Availability Center входят решения для мониторинга бизнес-процессов и управления транзакциями.
И наконец, последний центр — Universal CMDB, универсальная база данных конфигурационного управления, вокруг которой будут строиться все центры блока поддержки операций.