Его обвинили в приобретении, хранении и использовании конрафактных фонограмм с целью сбыта. Гособвинитель просил для Квасова три года лишения свободы и взыскание штрафа в пользу потерпевших звукозаписывающих компаний в размере 15 млн. рублей. Потерпевшие компании -- ни много, ни мало EMI, Warner Music и Universal.

Сам обвиняемый заявляет, что действует на основании российского законодательства и выплачивает все отчисления и налоги. По законам Российской Федерации для торговли музыкой достаточно заключить договор с организацией по коллективному управлению правами авторов и правообладателей. В суде компания "Медиа-сервисес" в качестве доказательства представила платежные документы, из коих следует, что все отчисления были сделаны правообладателям через Российское общество по коллективному управлению правами авторов и иных правообладателей в сферах мультимедиа, цифровых сетей и визуальных искусств (РОМС). Доводы регионального директора Международной ассоциации производителей фонограмм (IFPI) Игоря Пожиткова, что РОМС не имело право собирать деньги в пользу западных компаний, суд счел неубедительными, так как на территории России РОМС представляет интересы всех правообладателей -- как наших, так и иностранных. Следствие даже представило убедительные доказательства честности РОМС в отношении западных лейблов. Так, в первом полугодии 2001 года РОМС перечислил Warner Music около 124 тыс. рублей, Universal -- около 163 тыс. рублей и EMI -- 105 тыс. рублей с копейками. Компании от такого царского подарка отказались. Из текста приговора следует, что сделали они это, "чтобы не легализовывать деятельность ООО 'РОМС'". Но, по мнению судьи, к Квасову это не имеет никакого отношения.

А вот в том, что касается непосредственно деяний Квасова,  произведя множество допросов, проверок и экспертиз, следователи, по мнению суда, не смогли предоставить ни одного неоспоримого факта. Начнем с того, что не было доказано, что сервер с фонотекой принадлежал компании "Медиа-сервисес". Далее, ограничившись поверхностным осмотром сервера, органы следствия не проверили его на наличие файлов, содержащих музыкальные фонограммы. В ходе процесса не было заявлено ходатайство о проведении данных следственных действий и экспертиз. Не удалось доказать, производилось ли изменение формата записей с первоначального в mp3, и, если эта процедура имела место, то доказать, что ее производил именно Квасов, тоже невозможно, тем более что переконвертировать файл в другой формат может любой пользователь ПК.

Интересно, что органы следствия производили на сайте проверочные закупки, в общей сложности скачав 1936 композиций. Однако до начала проверочных закупок жесткий диск компьютера следователей не осматривался (нет протокола осмотра), а потому, с точки зрения суда, попасть эти файлы туда могли любым другим способом. Кроме того, в наличии еще и расхождение во времени: на бумаге указано одно время скачивания, а время создания файла на жестком диске совсем другое. Любопытно, что обвиняли Квасова в нанесении ущерба правообладателям на сумму 54 тыс. рублей, а проверочных закупок следователи сделали почти на 70 тыс. рублей.

Не удалось доказать и факта незаконного распространения: по словам Квасова, он просто выложил файлы в открытом доступе, а копировали их себе на компьютер сами пользователи. В 2004 году (Квасову вменяется совершение преступления именно в 2004 году) закон об авторских и смежных правах еще не запрещал распространять в Internet фонограммы для всеобщего использования. Это положение вступило в силу лишь 1 сентября 2006 года.

Экс-владельцу сайта allofmp3.com западные лейблы предъявили совместный иск. (В списке пострадавших отсутствуют отечественные производители; надо ли полагать, что нашим рекорд-компаниям Квасов ущерба не причинил?) Но суд даже не принял иск к рассмотрению, мотивируя это тем, что истцы не смогли убедительно доказать свои права на фонограммы. Оказалось, что на дисках, поступивших в распоряжение суда, в качестве правообладателей обозначены фирмы, которые не значатся в списках товарных знаков, представленных компаниями EMI, Warner Music и Universal.

Напомним, что заместитель представителя президента США на торговых переговорах Виктория Эпсинел заявила, что закрытие сайта allofmp3.com является основным условием вступления России в ВТО. Наша страна согласилась бороться с пиратством и обязалась до 1 июня 2007 года внести в законодательство поправки, которые запретят деятельность обществ по коллективному управлению правами без разрешения правообладателей.

Этот самый громкий в отечественной практике уголовный процесс о нарушении авторских прав при распространении произведений искусства с помощью цифровых технологий обещал создать прецедент при разрешении спорных вопросов в российском Internet-бизнесе. Пока же "прецедент" оборачивается абсурдом.

Представитель потерпевшей стороны, Игорь Пожитков, заявил о своем намерении обжаловать оправдательный приговор. Так что продолжение следует.