Computerworld Россия

Столичный мэр, выступая с обзором инициатив по автоматизации (или электронизации, как это называет сам Юрий Лужков) городского хозяйства на конференции «Электронная Москва 2007», которая открылась 9 июля, заявил, что соответствующие процессы серьезно меняют структуру и характер работы государственной системы Москвы.

В столице инициативы в области автоматизации были оформлены в городскую целевую программу «Электронная Москва», принятую в 2003 году.

На первом этапе, который пришелся на 2003-2004 годы, когда только начали формироваться крупные информационные системы, создавался «первичный капитал знаний». Вместе с тем, по словам Лужкова, эти системы отличались «мелкодельем», а самое главное — они были замкнуты. Как заявил мэр, «никакого взаимодействия между частными структурами мы не видели, и, больше того, каждый хозяин такой системки пытался стать собственником этих информационных баз… не пуская соседей, которые, безусловно, нуждались в информации из ведомственных систем». Что, разумеется, весьма осложняло работу городских служб в целом.

В качестве примера мэр привел ситуацию, возникшую недавно при разработке информационной системы для Федеральной миграционной службы. Тогда встал вопрос о получении регламентированного доступа в смежные системы — ГУВД, пограничной, таможенной и прочих служб, без участия которых решить проблему создания миграционной информационной системы невозможно.

В 2005 году программа была переведена с ведомственного принципа формирования на проектно-ориентированный. По словам Лужкова, она была разделена на три блока задач. Первый блок включает в себя задачи объединения уже созданных локальных систем, необходимых для работы городских властей, а также создания новых систем на основе программно-целевых задач, например системы «Безопасность Москвы», призванной автоматизировать работу оперативных служб города. Во второй блок входит автоматизация бюджетного процесса, которая, по мнению градоначальника, должна быть связана с наличием машинных баз данных, которые непрерывно должны актуализироваться. Мэр отметил, что эта задача является исключительно сложной, а сам процесс ее выполнения — постоянным: «Я на это смотрю трезво и считаю, что завершенности вообще у такой работы быть не может». Наконец, третий блок задач касается непосредственного обслуживания москвичей и тесно увязан с внедрением системы «одного окна».

Городская целевая программа продолжает видоизменяться и, по словам начальника Управления информатизации города Москвы Алексея Михайлова, в 2008-2010 году перейдет на сервис-ориентированный принцип. Поскольку из различных ведомств постоянно поступают запросы на автоматизацию тех или иных функций, будут определены приоритеты. Предпочтение будет отдаваться наиболее востребованным функциям, как это было сделано при реализации принципа «одного окна».