Network World, США

Изобретению Скотта Фалмана, специальным комбинациям символов, отражающим те или иные эмоции, 19 сентября стукнет 25 лет

Скотт Фалман: «Очень интересно было наблюдать за тем, как смайлики и предложенный мною принцип «поворота головы набок», подобно вирусу, стремительно распространились по планете. Первое сообщение было адресовано местному научному сообществу, затем смайлики попали в другие университеты и, наконец, через Internet проникли домой к людям и покорили весь мир»«Эмотиконам» — специальным комбинациям символов, отражающим те или иные эмоции автора текста (больше известным как «смайлики»), 19 сентября стукнет 25 лет. Это событие человек, создавший смайлики, намерен отметить пирожными.

Сегодня профессор информатики Университета Карнеги-Меллона Скотт Фалман буквально засыпан просьбами дать интервью, дифирамбами со стороны энтузиастов смайлика и критикой со стороны его противников, наиболее известным из которых (по крайней мере, по мнению Фалмана) является актер, фокусник и телеведущий Пенн Жиллетт. Знаменательной дате посвящен специальный форум, развернутый на сервере Yahoo.

Не так давно Фалман ответил по электронной почте на мои вопросы. В своих сообщениях он рассказал о том, как данное «изобретение» принесло ему славу и помогло встретиться с любимым писателем Нилом Стивенсоном, который в 1993 году со всей яростью обрушился на людей, употреблявших в письменной речи смайлики (в их числе оказался и Фалман), и лишь спустя десять лет поменял свое мнение.

Скотт, вы еще не устали давать интервью? :-)

Есть немного, но нашей университетской пресс-службе они очень нравятся, и я не прочь продолжить. Слава — штука неоднозначная, но если тебя прославили твои полезные деяния, это приятно.

Используете ли вы смайлики сегодня? Если да, то при каких обстоятельствах?

Да, я достаточно часто использую два смайлика, которые я придумал сам: :-) и :-(. Как правило, я вставляю их в сообщения электронной почты. Реже проскальзывает пара других смайликов, например, «мордочка» ;-). Варианты без носа: :) и :( мне не нравятся. Они похожи на лягушек, но, возможно, я отдам им предпочтение при отправке большого числа текстовых сообщений с сотового телефона. Ведь в этом случае набор каждого дополнительного символа — лишняя работа.

Для некоторых составление по-настоящему сложных смайликов превратилось в своеобразное хобби — вам известны, наверное, изображения типа «дяди Сэма, Санта-Клауса и священника, которого проглатывает питон», — но я в этих играх не участвую и никогда подобные вещи не использую. Если каждый раз нужно объяснять, что скрывается за тем или иным смайликом, в общении он не поможет — по крайней мере, так, как на это рассчитывает его отправитель.

Планируете ли вы каким-то образом отпраздновать 25-ю годовщину?

Думаю, устроим небольшие посиделки с коллегами по Университету Карнеги-Меллона. Здесь есть местная сеть ресторанов Eat’n Park, которая (и это чистое совпадение) славится своими круглыми пирожными с изображенными на них улыбающимися рожицами. За несколько долларов сверху они готовы выполнить специальный заказ с рожицей, повернутой на 90°, :-). Надеюсь, нам удастся попробовать эти нестандартные кондитерские изделия.

У нас была мысль провести в честь данного события некий симпозиум, пригласить на него специалистов по налаживанию взаимодействия с помощью электронных средств связи, по семиотике, по истории систем записи. Было бы занятно, но мне не хотелось тратить свое время на организацию этого мероприятия. Сегодня я стараюсь полностью сосредоточиться на исследованиях в области искусственного интеллекта.

Как вы оцениваете свое изобретение сегодня, когда масса людей зарабатывает на подобных мелочах большие деньги?

Нет, я ничего не заработал на этом и никогда даже не пытался. Это мой маленький подарок всему миру. В любом случае, я не вижу способов практического извлечения прибыли из смайликов.

Некоторые смайлики вызывают весьма язвительные отклики. Пересылались ли вам когда-нибудь замечания подобного рода?

Нет, никогда. Из обсуждений на своем Web-сайте я понял, что некоторые люди, впервые сталкивающиеся со смайликами, чувствуют немалое удивление. Оно сравнимо с удивлением, которое испытывают пользователи, впервые обнаруживающие, что электронный документ можно оформлять с помощью множества различных цветов и причудливых шрифтов. Конечно, через некоторое время все утрясается, но до наступления этого момента их действия раздражают людей, привыкших применять соответствующие средства на протяжении многих лет, а также тех, кто старается делать это к месту. Раздражение испытывают и читатели, которые не видят необходимости каждый раз выдвигать на первый план улыбающиеся рожицы.

Лично я нахожу эти перегибы забавными, но некоторые (например, Пенн Жиллетт) готовы с пеной у рта клеймить всех позором. Мне трудно судить, является ли негодование этих борцов за чистоту письменной речи истинным или напускным. Но до сих пор лично меня никто не упрекал за данную идею, а большинство моих знакомых, находящихся в курсе событий, напротив, считают ее великолепной.

Меня глубоко расстроила позиция Пенна Жиллетта. Он был моим любимцем, и я всегда считал его разумным человеком.

Да, эпатаж, самоуверенность и красочное попрание всех норм — это его работа. В ней нет никакого рационального зерна. Я никогда не встречался с этим парнем. Возможно, в обычной жизни он вполне приличный человек, хотя в этом есть определенные сомнения. Тем не менее мне нравятся его шоу, я нахожу их весьма интересными.

У меня не было времени разыскивать точные формулировки Жиллетта, но я много раз слышал пересказ его речей. Например, такой: «Пенн Жиллетт недавно заявил, что эмотиконы ‘используют люди, которые ставят кружочки вместо точек над буквой i и кому следовало бы промыть глаза жидкостью для прочистки труб’».

Если так он относится к произвольно взятому пользователю, страшно подумать, что бы он сделал с тем, кто заварил всю эту кашу.

Нил Стивенсон, который в настоящее время является моим любимым автором (я прочел уже примерно три четверти из трех тысяч страниц романа «Трилогия барокко» — блестящий труд!), использовал более мягкие эпитеты, но тем не менее весьма негативно отзывался о смайликах и их пользователях, упомянув и мое имя.

Через пару лет он посетил Университет Карнеги-Меллона, для того чтобы провести одно из своих довольно редких публичных чтений, и мне удалось встретиться с ним. У нас состоялась прекрасная беседа — неловкость растворилась по прошествии уже первых 30 секунд. Позже я узнал, что он отказался от своего первоначального мнения, но не уверен, что это стало следствием нашего разговора. Что касается меня, пожалуй, это был наиболее интересный и веселый обмен мнениями на данную тему за всю историю.