Мероприятия SAP СНГ, посвященные вопросам управления кадрами, всегда собирают большую и заинтересованную аудиторию

Тамара Брискина полагает, что в ее компании возможности HR-решений SAP могли бы использоваться и ширеМероприятия SAP СНГ, посвященные вопросам управления самым ценным корпоративным ресурсом — кадрами, всегда собирают большую аудиторию. Это объясняется как высокой востребованностью возможностей средств HCM (Human Capital Management) в проектах внедрения ERP-систем SAP, так и масштабом самих этих проектов, ведущихся годами и затрагивающих интересы десятков тысяч людей. Последний HR-форум SAP 2007 не стал исключением, в нем приняли участие около 350 HR-менеджеров, руководителей компаний, кадровых служб и ИТ-департаментов. Основу программы форума составили презентации проектов, реализованных в области управления персоналом на российских предприятиях, в их числе внедрения в таких известных компаниях, как «Медиа-Маркт-Сатурн», «Рамэнка», РЖД, «THK-BP Менеджмент», ФСК ЕЭС и «Эксмо». В соответствии с составом участников мероприятия, представляемые проекты рассматривались с двух точек зрения: бизнеса и технологий.

Как отмечают представители SAP, акценты в тематике дискуссий форума постепенно смещаются от оперативных, административных функций к вопросам стратегического управления персоналом, мотивации, развития и обучения сотрудников, а также оценки уровня достижения ими индивидуальных и корпоративных целей. Базовые задачи кадрового учета, организационного менеджмента, управления рабочим временем и расчета заработной платы заказчиками «со стажем», такими как РЖД и ТНК-BP, в основном уже решены и сейчас распространяются на структурные подразделения, до сих пор остававшиеся неохваченными ИТ. Теперь наступает время для решения более интересных задач, таких как управление эффективностью персонала, управление талантами. Кроме того, крупнейшие российские компании, представители которых выступали с трибуны форума, испытывают трудности с обеспечением притока молодых специалистов, в результате в их проектах автоматизации управления персоналом появляется задача формирования и развития кадрового резерва.

В океане информации

В компании «Российские железные дороги» поставили задачу создания базы данных кадрового резерва. Процесс подбора кадров на основе квалификационных требований в РЖД автоматизируется с момента старта этого проекта, а в настоящее время параллельно начинает развиваться проект по управлению качеством персонала, для чего и необходима база данных кадрового резерва. Кроме того, в контур проекта планируется ввести средства психологического освидетельствования состояния машинистов перед выходом на линию, автоматизировать процессы переподготовки кадров, расширить аналитические функции системы и реализовать в ней расчет зарплаты локомотивных и поездных бригад. «Руководители почувствовали вкус к управлению персоналом с помощью такой серьезной системы», — отметила руководитель проекта, заместитель начальника департамента управления персоналом и начальник отдела ИТ в управлении персоналом РЖД Тамара Брискина.

Команда проекта в РЖД насчитывает 555 человек. Партнерами SAP при его реализации выступили системный интегратор «Техносерв А/C» и отраслевой центр разработки и внедрения, совместное предприятие «Техносерва» и РЖД, которое впоследствии полностью перешло в собственность РЖД. Всего за семь месяцев HR-система введена в промышленную эксплуатацию на 2659 предприятиях, и в течение 2007 года планируется распространить ее еще на 3 тыс. предприятий. Около 24 тыс. пользователей прошли обучение через тестовую «эталонную» систему и уже работают с SAP. А всего в результате проекта с HR-системой РЖД будут работать 50 тыс. человек.

На сегодняшний день в системе реализованы функции учета кадров, расчета зарплаты, организационного менеджмента и управления рабочим временем. Тем не менее, как считает Брискина, возможности HR-решений SAP пока используются не полностью; к тому же некоторые модули в ходе проекта пришлось писать самим, поскольку стандартной функциональностью не предусматривались соответствующие бизнес-процессы.

Две системы вместо 30

В THK-BP, штат которой насчитывает 71 тыс. человек, для автоматизации работы с персоналом используется около трех десятков программных продуктов. Программа, предусматривающая переход на два базовых HR-решения («БОСС-Кадровик» и SAP HCM) рассчитана до 2011 года. По словам директора департамента по управлению эффективностью деятельности и социальной политике управления кадрами «THK-BP Менеджмент» Александра Сушина, подрядчики, выполняющие работы по HR-проектам — SAP и «БОСС. Кадровые системы», — нашли общий язык между собой и работают эффективно.

Автоматизацию управления кадрами в THK-BP начали с решения самой насущной задачи — унификации систем оплаты труда, которых насчитывалось более десятка и создания корпоративных шаблонов управления персоналом. К первой очереди автоматизации отнесли также процессы учета кадров, управления рабочим временем, организационным построением и расчета зарплаты. Этот этап, стартовавший год назад, планируется завершить уже летом. Во вторую очередь предполагается автоматизировать корпоративное обучение и развитие персонала, формирование кадрового резерва, управление компенсациями и льготами, а также социальные программы. Компания поставила амбициозную цель — закончить решение этих задач к 1 января 2008 года.

Переход на самообслуживание

Среди относительно новых, «перспективных» тем форума — информационные сервисы для сотрудников и руководителей компаний. Существенно переработанный для версии mySAP ERP 2005 модуль ESS/MSS (Employee Self Service/Managers Self Service) — представляет собой новый способ использования прежней функциональности SAP. Технологии «самообслуживания» позволяют как руководителям, так и сотрудникам предприятия через стандартный браузер самостоятельно вводить свои персональные данные и управлять операциями, которые ранее находились исключительно в ведении «кадровиков». Например, распечатать справку с места работы, оформить отпуск, посмотреть свой расчетный листок, познакомиться с возможностями обучения и зарегистрироваться на семинар или онлайновый курс. Всего можно реализовать свыше 80 подобных услуг для сотрудников. Предполагается, что это освободит кадровиков и руководителей компаний от рутинных административных функций, дав им дополнительное время для решения стратегических задач.

Участники форума могли опробовать в действии некоторые информационные сервисы, реализованные на терминальных технологиях компании Wincor Nixdorf. Например, распечатать расчетный листок и убедиться, что персональные данные сотрудника находятся в безопасности: если сотрудник не забрал распечатанный документ, терминал быстро «заглатывает» его и сразу закрашивает в черный цвет. Ожидается, что в скором времени испытать возможности информационных сервисов на терминале Wincor Nixdorf можно будет в офисе SAP.

В России внедрений mySAP ERP 2005, в концепцию которой заложено самообслуживание, очень мало. Между тем, доступ руководителя ко всей необходимой ему информации через портальный интерфейс позволит повысить эффективность его работы только в том случае, если вся базовая функциональность SAP уже внедрена.