«Открытые системы»

Способность анализировать прошлые и текущие состояния и прогнозировать развитие ситуации сегодня во многом определяет конкурентные преимущества компаний

Елена Семеновская: «У проекта BI, прежде всего, должен быть ‘хозяин от бизнеса’»В рамках международной инициативы компаний IDC, IBM и Sybase по продвижению технологий бизнес-анализа в Москве прошла деловая встреча экспертов, разработчиков и пользователей систем BI.

Важнейшим вопросом при создании средств бизнес-анализа традиционно считается выбор технологической платформы. Участникам встречи были представлены архитектура и функциональные возможности компонентов такой платформы на базе серверов IBM и программных средств Sybase, особенности выбора платформы BI по сравнению с системами оперативной обработки транзакций, способы снижения совокупной стоимости владения системой, рекомендуемые конфигурации для задач различного масштаба, а также примеры практической реализации систем в АКБ «Пробизнесбанк».

Способность анализировать прошлые и текущие состояния и прогнозировать развитие ситуации сегодня во многом определяет конкурентные преимущества компаний, и поэтому развертывание средств бизнес-анализа должно являться предметом заботы не только ИТ-служб, но и руководства компаний и ее подразделений.

По мнению Елены Семеновской, руководителя исследований в области программного обеспечения российского отделения IDC, термин «бизнес-аналитика» охватывает множество понятий — технологии хранилищ данных, запросы и отчетность, мониторинг бизнес-активности, контроль производительности, аналитические приложения и т. д. Аналитики IDC считают, что BI — это инструментарий и приложения для мониторинга, анализа, моделирования и предоставления информации, которая используется для принятия решений.

Семеновская выделила три стадии развития этого направления: с середины 70-х до начала 90-х годов на мэйнфреймах решались задачи статистического анализа и формирования отчетности; в период до 2005 года сформировались основные технологии: хранилищ данных и оперативной аналитической обработки, клиент-серверные и Web-приложения, средства самостоятельной работы пользователей, системы расчета сбалансированных показателей и информационные панели; а сейчас начинается создание «всепроникающих» аналитических систем, интегрированных с управлением бизнес-процессами, управлением структурированными, слабоструктурированными данными, нормативно-справочной информацией и метаданными, развитыми средствами визуализации и географическими информационными системами.

Согласно архитектурной модели IDC, программное обеспечение бизнес-аналитики включает в себя средства создания и управления хранилищами данных, инструментарий BI (средства обработки запросов, формирования отчетности и аналитической обработки, ориентированные на конечных пользователей, средства расширенного анализа и управления пространственными данными) и аналитические приложения. По данным IDC, в России объем рынка программных средств BI в 2005 году составил 45,2 млн. долл., причем значительная его доля (32,2 млн. долл.) приходится на аналитические приложения.

Вопрос в том, как использовать эти вложения наиболее эффективно. Прежде всего, нужно определиться, кто же отвечает за внедрение BI — руководители предприятия или ИТ-службы. Необходимо, чтобы «спонсором» и руководителем проекта был представитель высшего руководства бизнеса, потому что задачи и проблемы компании должны быть правильно поняты, иначе не удастся обоснованно выбрать технологические решения, а корпоративные пользователи и участники проекта не будут уделять инициативе достаточно внимания.

Второй вопрос — стратегия внедрения. «Большой скачок» почти всегда обречен на неудачу: требования бизнеса изменяются динамично, и внедрение следует проводить поэтапно, небольшими частями с минимальным и предсказуемым изменением бизнес-процессов. При этом важно определить наиболее актуальное для компании стартовое направление и расширять функциональность и охват участников системы по мере накопления опыта и развития проекта. Планирование всепроникающей системы BI нужно проводить с самого начала проекта, соблюдая баланс задач, приоритетов и вовлечения ИТ-служб и бизнес-подразделений компании. При выборе и разработке технологических решений наряду со стоимостью оборудования и лицензий на ПО нужно учитывать различные требования к данным, в том числе к их качеству и оперативности обработки, а также степень изменчивости этих требований.

Наконец, нельзя забывать о том, что постоянная поддержка системы BI со стороны администрации, технических служб и на уровне повседневной деятельности — требование не дополнительное, а обязательное.