Производители, сборщики и дистрибьюторы по-разному оценили новую методику подсчета объема рынка настольных компьютеров

Российское аналитическое агентство ITResearch представило новую методику определения количественного объема отечественного рынка настольных компьютеров — через анализ смежных рынков мониторов, жестких дисков, принтеров и сканеров, а также устройств бесперебойного питания. По мнению аналитиков, полученные с помощью новой методики данные позволяют довольно точно определить объем сегмента так называемого «самосбора». Этот сегмент, как утверждают специалисты ITResearch, на сегодняшний день занимает 20% рынка ПК. Реальный же объем этого рынка, по подсчетам ITResearch, в 2006 году составил примерно 6,1 млн. штук, а в первом квартале 2007-го — около 1,35 млн. штук.

Предложенная ITResearch методика и полученные с ее помощью цифры привлекли внимание всех заинтересованных сторон: производителей, сборщиков, дистрибьюторов. Однако выбор смежных рынков вызвал у опрошенных некоторое недоумение (представители аналитических компаний отказались комментировать работу конкурентов).

Христо Каракашев, председатель правления компании Verysell Distribution:

Если учитывать исключительно продажи новых ПК на территории РФ за 2006 год, то цифра 6,1 млн. выглядит правдоподобно. Однако я считаю и эти данные заниженными. В своей оценке я исхожу из того факта, что, по данным различных аналитиков, включая государственные источники, уровень компьютеризации в стране на настоящий момент составляет порядка 10% (если исходить из численности населения). Прирост оснащенности персональными компьютерами за последние два-три года, учитывая все сегменты применения ПК (частный и корпоративный сектор), составляет по тем же данным примерно 50% в год. По простой прямолинейной арифметике получается, что объем продаж за последний год составил порядка 7,15 млн. единиц, что значительно выше предложенной ITResearch цифры. При этом мы должны учитывать, что в среднем пользователь меняет ПК или ноутбук раз в три года, а также существует постоянный, растущий приток новых пользователей, особенно в частном секторе, что связано с заметным ростом благосостояния населения в стране за последние годы.

Что касается смежных рынков, выбранных ITResearch для анализа, то, с моей точки зрения, они не представляют достаточно точную базу для количественной оценки, так как перечисленные периферийные устройства или элементы системных блоков ПК в большинстве случаев не являются обязательным или исключительным атрибутом каждого ПК. Например, жесткие диски все еще присутствуют в любом компьютере, но в то же время эта деталь подвержена постоянной повышенной нагрузке и часто выходит из строя. К тому же немало людей пользуются несколькими жесткими дисками одновременно — съемными внутренними или внешними. Устройства печати и сканирования относятся к периферийным устройствам специализированного спроса. В частном секторе они нередко не являются обязательным атрибутом ПК, поскольку население, как правило, пользуется данным оборудованием по месту работы. А источники бесперебойного питания пока не так уж часто встречаются и в корпоративном секторе.

В таком анализе я бы придерживался количественной оценки проданных и инсталлированных процессоров, так как на сегодняшний день только этот компонент установлен в каждом компьютере в единственном числе. Конечно, здесь необходима также корректировка оценки с учетом выхода из строя и замены процессоров, но отклонение и погрешность в данном случае гораздо меньше.

Всеволод Крылов, генеральный директор компании RSI:

Выбор методики подсчета на быстрорастущем российском рынке — проблема в принципе неоднозначная. Об этом говорили не раз, и все понимают, что это связано с общей не совсем прозрачной ситуацией на рынке.

Теперь относительно предлагаемой методики. Если правильно рассчитан процент от рынка компонентов и периферии, идущей на замену, ремонт, покупку «дополнительного устройства» и т. д., то она очень интересна. Рынки ПК, периферии, жестких дисков, устройств бесперебойного питания очень сильно связаны между собой, и если коэффициент корреляции определен достаточно точно, то финальная цифра будет близка к реальной. ITResearch на протяжении многих лет собирает статистические данные по ИТ-рынку, поэтому с определенной долей вероятности можно выводить уже какие-то закономерности. При этом при описании методики четко объяснено, почему из всего рынка периферии и компонентов выбрана только часть устройств и приведены примеры проверки полученных результатов исходя из данных продаж по другим комплектующим. Что касается цифры в 20%, которой определяется «самосбор» (причем под ним в основном понимается рынок мелких сборщиков, выпускающих менее десяти ПК в месяц), то, по нашему мнению, она соответствует действительности, то есть каждый пятый компьютер российской сборки относится к «самосбору».

Сергей Барашковский, бизнес-аналитик компании Kraftway:

Методика, безусловно, правильная и действительно чуть ли не единственная, которая позволяет достоверно оценить рынок настольных компьютеров. Но меня немного смутил выбор смежных рынков. Из всех перечисленных смежных рынков я согласен с выбором жестких дисков и мониторов. Рынок источников бесперебойного питания и принтеров, безусловно, коррелирует с рынком ПК, но я не уверен, можно ли точно здесь посчитать коэффициенты. Я бы обязательно добавил к анализу рынок материнских плат, процессоров и корпусов (впрочем, авторы методики действительно рассматривали рынок материнских плат, но не стали приводить точные цифры, объясняя это тем, что они не собирали этих цифр сами и поэтому не могут достоверно на них полагаться).

Хочется сделать комментарий по поводу «самосбора». Сейчас ПК, собранные самими пользователями, не попадают в отчеты международных аналитических агентств, таких как Gartner и IDC, что действительно искажает картину. Я полностью согласен с экспертами ITResearch, что при такой доле «самосбора», какая сейчас наблюдается на российском рынке, эти ПК стоит включать в общие данные по объему рынка настольных компьютеров.

Если говорить о цифрах, то мы считаем, что в 2006 году объем рынка ПК (без ноутбуков) был равен приблизительно 5,2-5,5 млн. штук. Но это не включает компьютеры, собранные самими пользователями из комплектующих. Таких ПК, по разным оценкам, 10-20%, и если их добавить к уже готовым ПК, то получится, что объем рынка ПК в России (не считая ноутбуков) составлял 6-6,3 млн. Таким образом, расхождение — около 0,3 млн., или 5% объема всего рынка. Вряд ли найдется методика, которая помогла бы это расхождение уменьшить.

Вадим Яроцкий, директор по маркетингу компании Merlion:

Исторически оценки рынка ПК, базирующиеся на отчетах вендоров по процессорам и жестким дискам, давали ложные (завышенные) величины. Так что попытка перейти к другим методам оценки логична, хотя бы для перепроверки данных. Однако использование для такой оценки мониторов, принтеров или тем более источников бесперебойного питания вызывает много вопросов, так как возникает проблема достоверной оценки соответствующего коэффициента взаимосвязи для разных видов периферии.

В нашей компании мы обычно строим свои оценки, исходя из рынка материнских плат. Условный коэффициент составляет 1:1 для рынка настольных ПК. Такая методика дает близкую к ITResearch оценку рынка настольных ПК в 2006-м, то есть около 6,5 млн. штук, что, в пределах погрешности метода примерно соответствует цифре в 6,1 млн. штук, полученных IT Research.

Выбор материнских плат обусловлен наибольшей прозрачностью метода, достоверностью наших данных, большим доверием к полуофициальным данным тайваньских производителей материнских плат по сравнению с официальной отчетностью вендоров по жестким дискам или процессорам.

Что касается «самосбора», то здесь до сих пор неясно, что под этим следует понимать. В терминах «российская сборка» и «международные брэнды» долю российских настольных компьютеров (домашний «самосбор» и локальные ОЕМ всех типов и размеров — от К-Systems, Kraftway до домашнего «самоделкина» включительно) мы оцениваем на уровне 80%. Оставшиеся 20% занимают «международные брэнды (НР, Dell и др.).

Вячеслав Назаров, менеджер по развитию направления настольных ПК представительства компании Acer в России и Казахстане:

Предлагаемая ITResearh технология оценки рынка настольных ПК кажется нам достаточно интересной. Более того, выбранное направление является, пожалуй, единственно возможным для оценки объемов рынка «самосбора». При этом нужно заметить, что полученные данные учитывают только легальные поставки комплектующих, которые так или иначе могут трансформироваться в компьютеры на территории России.

Представленные ITResearch данные кажутся нам достаточно корректными. При этом мы видим тенденцию к снижению доли «самосбора» на рынке, которая проявляется на протяжении уже достаточно долгого времени. В ближайшем будущем потребление поставляемых в Россию комплектующих сегментом «самосбора» продолжит сокращаться, тогда как основные поставки будут ориентированы на национальные брэнды. Эту тенденцию мы можем наблюдать уже сегодня.

Всеволод Семенцов, директор пресс-службы корпорации Intel в странах СНГ:

Признаться, я не знаком близко с данной методикой, не в курсе деталей, а потому мне трудно что-либо комментировать и каким-либо образом это оценить. Все, что я могу сказать, — мысль анализировать рынок ПК посредством оценки смежных рынков, безусловно, интересная, но не бесспорная.

Сложность методики в том, что не очень просто разделить поток, скажем, винчестеров, идущий на сборку компьютеров, от тех устройств, что продаются на замену вышедшим из строя или в качестве ОЕМ-розницы. Или мониторы — сколько их продается корпоративному сектору в запас… Нужно очень четко отслеживать поставки по категориям, что, на мой взгляд, для консалтинговых или аналитических агентств сделать очень сложно.

Что касается Intel, то у нас есть свои методики оценки и даже соответствующее корпоративное подразделение, которое занимается рыночной аналитикой. Общая идеология анализа строится через оценку продаж процессоров. Но детали работы наших аналитиков и особенности используемых ими методик мы не разглашаем.

Сергей Пацкевич, вице-президент по маркетингу компании «Марвел»:

Считаю, что методика оценки, предложенная ITReseach, имеет право на жизнь как одна из возможных. Можно, конечно, спорить о каких-то деталях, но мне понравился ход рассуждений и сходимость результатов. Предложенная методика, несомненно, более точная, чем те оценки, которые предлагают некоторые вендоры, ссылаясь на свои объемы продаж (например, процессоров) на данной территории (к примеру, России).

Пусть различных методик будет больше и пусть мы (потребители такой информации) будем знать, на чем именно основана каждая из них.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями