«Борьба за то, чтобы это соглашение не нарушало гражданских свобод европейских граждан, еще не закончена», - считает вице-президент комитета по гражданским свободам Европейского парламента Ставрос Ламбринидис.

Соглашение предоставит таможенной службе, Министерству национальной безопасности США и другим агентствам, в том числе ЦРУ, свободный доступ к базам данных пассажиров авиакомпаний с целью предотвращения террористических атак. Европейский парламент не может повлиять на условия соглашения. Однако у парламентов некоторых стран-членов ЕС такое право есть.

«Шесть-семь стран еще должны обсудить это соглашение. Шанс на изменение условий пока есть», - считает Ламбринидис.

Благими намерениями…

После террористических атак сентября 2001 года правительство США потребовало доступ к информации обо всех пассажирах, вылетающих в США из стран ЕС.

Но это требование противоречит строгим европейским законам о защите личной информации. Поэтому США и ЕС договорились о внесении в законодательство специальной оговорки, которая, как утверждалось, не нарушит прав европейских граждан.

В прошлом году Суд европейских сообществ отменил это соглашение и дал сторонам срок на изыскание альтернатив. Срок истекает в этом месяце.

Если консенсус не будет достигнут, европейские авиакомпании столкнутся в США со значительными штрафами и, возможно, потерей прав  на посадку в американских аэропортах – если не будут передавать данные о пассажирах, или с исками в ЕС на основе законов о защите личной информации – если данные они передавать все же будут.

«Разумеется, соглашение должно быть, но не такое», - уверен Ламбринидис.

Засекреченные вкусы

По соглашению, достигнутому 4 июля на переговорах по телефону между министром внутренних дел Германии Вольфгангом Шойбле, комиссаром ЕС по вопросам юстиции и безопасности Франко Фраттини и главой министерства национальной безопасности США Майклом Чертоффом, доля предоставляемых личных данных пассажира сокращена с нынешних 34 до 19%.

В них включается имя пассажира, данные кредитной карточки и маршрут следования. Но указанные пассажиром требования к питанию, которые могут подсказать его религиозную принадлежность, передаваться не будут.

С другой стороны, соглашение увеличивает разрешенный срок хранения данных властями США с трех лет до пятнадцати и позволяет американским агентствам просматривать эти базы данных в течение этого срока по желанию в любое время.

Данные – только по запросу?

На прошлой неделе инспектор ЕС по вопросам защиты данных Питер Хастинкс заявил в интервью, что главной проблемой считает именно предоставление американским агентствам права извлекать информацию о европейцах из своих баз данных в любое время. Вместо этого он предлагает механизм «по запросу», что означает, что информацию каждый раз должны предоставлять сами авиакомпании из своих баз данных.

Новое соглашение, как и предыдущее временное соглашение, предусматривает со временем переход на систему предоставления данных «по запросу».

По новому соглашению, американские агентства до начала следующего года смогут извлекать информацию в любое время, а затем авиакомпании начнут предоставлять ее «по запросу». Тем не менее министерство национальной безопасности оставляет за собой право извлечь информацию из своих баз данных, если авиакомпания не предоставит ее немедленно.

Права без обязанностей

Основной проблемой, однако, остается то, что соглашение не предусматривает никаких обязательств властей США по защите личных данных европейских граждан. Эти обязательства, по словам Ламбриндиса, указаны не в соглашении, а в неопубликованных письмах.

Хастинкс, комментируя соглашение на прошлой неделе, высказал опасения по поводу возможности нарушения прав европейских граждан на частную жизнь.

В письме, отправленном на имя Шойбле в среду, после того, как немецкий министр внутренних дел заключил это соглашение, Хастинкс пишет, что, помимо разрешения властям США хранить данные в течение 15 лет, не предусмотрено «никаких ограничений на то, что они могут делать с этими данными».