Представительство SAP знакомит с проектами в медиабизнесе

Марат Бабаян: «Основное требование к ИТ-проекту — бизнес не должен страдать»В конце июня представительство SAP познакомило специалистов российских компаний, работающих в сфере книгоиздания и средств массовой информации, с отраслевым решением немецкого разработчика для этой «вертикали» бизнеса, а также с реализованными и стартовавшими в России и на Украине проектами внедрения.

Помимо базового программного продукта, mySAP, используемого для решения основных задач автоматизации управления, в SAP разработано тесно интегрированное с ERP-системой решение для ряда специфических задач. Это решение поддерживает бизнес-процессы компаний, относящихся к четырем сегментам медиарынка: производство контента для индустрии развлечений (игры, кино, музыка и др.), его распространение (телевизионные и радиоканалы, кабельные сети), выпуск газет и журналов, а также книгоиздание.

В состав решения входят средства для автоматизации работы с клиентами, маркетинга, разработки и производства медийного продукта, включая прогнозирование его рентабельности, продажи рекламы (от строчных объявлений в газетах до эфирного времени) и лицензий (включая анализ доступности прав и биллинг лицензионных платежей). Часть модулей предназначена для отдельных сегментов медиабизнеса; так, средства продажи и распространения медиапродукта предназначены в основном издательствам, а управления отношениями с поставщиками — радиовещательным и телекомпаниям. Один из самых специфичных и востребованных СМИ блоков обеспечивает автоматизацию управления правами интеллектуальной собственности, позволяя строить сложносоставные объекты авторских прав, что особенно актуально для телевизионной и киноиндустрии, и рассчитывать такие необычные ключевые показатели эффективности, как прибыль на режиссера/актрису или полнота использования имеющихся прав.

В мире насчитывается около 1,2 тыс. медиакомпаний, использующих технологии SAP. В их числе — Associated Press, Corriere Della Sera, New York Times и Financial Times. Наиболее богатый набор функциональности, естественно, используют крупнейшие медиахолдинги, такие как BBC. Прочие заказчики, как правило, ограничиваются выбором из всего «букета» предложений SAP наиболее интересных для себя инструментов.

В России эта тенденция особенно очевидна. К примеру, оператор наружной рекламы, компания News Outdoor Russia, в первую очередь решила внедрять… модуль управления недвижимостью. News Outdoor Russia входит в международный холдинг News Corporation, ее основной бизнес — размещение готовых материалов заказчиков на своих рекламных конструкциях. По словам заместителя директора ИТ-департамента News Outdoor Russia Дмитрия Мерзликина, это в чем-то сродни строительству доходных домов. Сейчас этой компании с иностранным капиталом приходится вести четыре вида учета, для чего используются интегрированные между собой модули отдельных производителей. Когда в начале прошлого года News Outdoor дозрела для внедрения «тяжелой» системы — примерно на 500 пользователей с возможностью роста до тысячи, было решено создать собственный центр компетенции, с тем чтобы сэкономить на консалтинге при распространении технологий на другие подразделения, включая зарубежные. Однако, как признался Мерзликин, реализовать этот подход в условиях перегретого рынка труда очень трудно. На сегодняшний день команда проекта, находящегося на стадии завершения концептуальной разработки, насчитывает 45 человек, которые посвящают ему 100% рабочего времени. Из них 15 — консультанты, остальные привлечены из функциональных подразделений компании. Еще 25 сотрудников заняты в проекте частично.

Другой российский заказчик, издательство «Эксмо», наряду с созданием собственной структуры для реализации проекта внедрения mySAP Business Suite, опирался и на консалтинг непосредственно от вендора.

По словам директора по бизнес-администрированию «Эксмо» Марата Бабаяна, руководителям проекта приходилось постоянно преодолевать сопротивление наиболее креативной части пользователей: «80% персонала компании — люди творческие».

Тем не менее сегодня в системе, где ведутся все критичные бизнес-процессы по выпуску около 800 наименований книг ежемесячно, круглосуточно работают 350 активных пользователей без учета тех, кто лишь извлекает из нее информацию.

«Основное требование к ИТ-проекту — бизнес не должен страдать», — заявил Бабаян. И по его словам, остановок жизнедеятельности компании удалось избежать. До начала внедрения решений SAP издательство, на долю которого приходится более 10% отечественного книжного производства, использовало большое количество слабо интегрированных между собой систем собственной разработки. Результатом внедрения стало решение проблем с оперативным планированием финансов и управленческим учетом. Кроме того, удалось добиться снижения материальных запасов, а отклонения реальных цифр от плановых в системе планирования материалов уменьшились с 20 до 5%. До внедрения специфической для медиаотрасли функциональности решения SAP в «Эксмо» пока не дошли.

Наиболее близким (с территориальной точки зрения) примером внедрения специфической для медиаиндустрии функциональности SAP может служить украинский холдинг «Блиц Информ». Холдинг объединяет полиграфический центр «Блиц-Принт» и два завода по производству упаковки — «Блиц-Пак» и «Блиц-Флекс», выполняющие заказы не только украинских компаний, но и таких гигантов, как Coca-Cola и Nestle. В структуру холдинга также входят 28 филиалов в областных центрах Украины. Его годовой оборот быстро растет: за 2006 год он увеличился на треть по сравнению с предыдущим годом — до 150 млн. евро. Как заявила Ольга Беляченко, директор по консалтингу компании «Софт-Рейтинг Консалт», выступавшей одним из главных исполнителей проекта, «Блиц Информ» принадлежит одному собственнику, который принципиально выбирает для своего бизнеса «все самое лучшее» — от полиграфического оборудования до программного обеспечения.

Начав в 2000 году с автоматизации учетно-финансовых задач, производственных процессов и управления персоналом, в 2003 году холдинг приступил к освоению отраслевых приложений SAP, запустив сбытовой модуль «Реклама в СМИ». С тех пор были внедрены функции управления закупками, контроля бюджета и управления качеством. Только за счет получения информации о видах запасов, лежащих без движения более десяти дней, высвободились значительные средства, которые было решено вложить в дальнейшее развитие проекта SAP, как отметила Беляченко. От идеи интеграции решений SAP с издательскими системами в «Блиц Информе» отказались, предпочтя ограничиться организацией перевода данных из среды SAP в редакционно-издательскую систему.

Год назад с целью увеличения продаж рекламы было решено внедрить CRM-модуль для медиакомпаний. Предполагается, что в течение 2007 года он будет запущен в дирекции по продаже рекламы и в подписном агентстве. Кроме того, в текущем году вводятся в эксплуатацию модули планирования бюджета и расчета заработной платы, в сентябре запускается еще один специализированный медиапакет для сбыта периодики, а также планируется внедрение компонента стратегической отчетности для топ-менеджмента холдинга.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями