Network World, США

В Gartner не советуют представителям «большой четверки» рынка программного обеспечения управления ИТ почивать на лаврах

Представители «большой четверки» рынка программного обеспечения управления ИТ зачастую недостаточно активны в контактах со своими клиентами, вызывая у последних неуверенность в своей способности удовлетворить их меняющиеся требования и заставляя искать альтернативных поставщиков. Таковы выводы, сделанные аналитиками Gartner из своего недавнего опроса.

BMC, CA, HP и IBM продолжают доминировать на рынке систем управления ИТ, однако в Gartner не советуют этим компаниям почивать на лаврах. Красноречивым подтверждением служат посредственные оценки, выставленные им по итогам недавнего опроса, в котором приняли участие 640 корпоративных клиентов. Свыше 40% респондентов поставили представителям «большой четверки» оценку C, а почти 30% считают, что их работа больше соответствует оценке D. (В США распространена градация по буквам латинского алфавита, лучшей оценкой в которой считается А. — Прим. ред.)

«Постоянно возникающие вопросы об удовлетворенности клиентов, создание новых технологий и подходов, используемых для предоставления сервисов, а также появление крупных поставщиков ИТ-инфраструктуры, расширяющей возможности в области программных средств управления ИТ, — все это увеличивает уязвимость признанных лидеров», — пишут аналитики в своем отчете.

По мнению аналитиков Gartner, одной из основных причин неудовлетворенности пользователей является недостаточное развитие рынка, в силу чего производители систем управления постоянно вынуждены адаптироваться к новым технологиям. К примеру, с переходом от клиент-серверных к многозвенным прикладным системам компании вынуждены вести мониторинг производительности приложений, поскольку необходимо реорганизовать ИТ-системы таким образом, чтобы они соответствовали требованиям более динамичной среды. Наборы наилучших практических решений, такие как библиотека ITIL, будут способствовать совершенствованию ИТ-процессов и, в конечном итоге, их автоматизации, но для этого производители должны будут предлагать продукты, в которых устранены некоторые узкие места, препятствующие их преобразованию в интегрированные пакеты.

«Пройдет не меньше трех-пяти лет, прежде чем производители смогут оформить свои предложения в области управления ИТ в интегрированные, всеобъемлющие пакеты, а их повсеместное внедрение начнется еще позже», — утверждается в отчете Gartner.

В то же время около трети опрошенных покупателей управляющего программного обеспечения хотят, чтобы производители предложили более выгодные для них расценки и упростили использование своих решений, и готовы обратиться к услугам альтернативных производителей.

Оборот рынка программного обеспечения управления ИТ составляет около 10 млрд. долл. и продолжает расти, причем темпы его роста значительно выше, чем у рынка программного обеспечения промежуточного слоя и рынка приложений. На долю «большой четверки» приходится около 55% этого рынка, что оставляет возможность для дальнейшей консолидации среди основных игроков, но при этом позволяет выйти на рынок и другим крупным компаниям, в том числе EMC, Microsoft, Oracle и Symantec, для которых программный инструментарий управления в настоящее время не является основной специализацией. К примеру, на вопрос о том, какие производители представляют основную опасность для лидеров этого рынка, по данным другого опроса, около 35% респондентов назвали Microsoft, а 25% указали на Oracle.

«Это крупные производители бизнес-приложений, программные решения которых можно было бы использовать и для управления ИТ-бизнесом, — считают аналитики Gartner по поводу Microsoft и Oracle. — Они выпускают программное обеспечение и обладают значительным кругом клиентов, которым могут предложить дополнительную функциональность, в том числе и продукты управления, и благодаря этому получить дополнительный доход».

Пользователей интересуют не только альтернативные поставщики, но и новые модели предоставления программного обеспечения, такие как свободно распространяемые программы и программы как сервис (Software-as-a-Service, SaaS). Более половины респондентов заявили, что они не прочь воспользоваться средствами управления категории Open Source вместо программного обеспечения, предлагаемого четверкой ведущих производителей. Около 40% назвали техническую поддержку как тот сервис, который в первую очередь нуждается в улучшении. Свыше 20% участников опроса сообщили, что интеграция с уже имеющимися у них продуктами может вызвать большие проблемы, и почти 20% заявили, что серьезную угрозу положению производителей на этом рынке создает решения категории Open Source. Около 44% заявили, что они планируют прибегнуть к модели SaaS для решения возникающих у них задач управления, но признали, что еще остаются нерешенные вопросы, связанные с интеграцией, безопасностью и функциональностью.

«Важно отметить, что большинство программ, предоставляемых в рамках модели SaaS, и свободно распространяемых средств управления — это специализированные инструменты, которые не предлагают столь широкой функциональности, как решения лидеров отрасли», — пишут аналитики Gartner.