«Открытые системы»

BMC продвигает набор решений, которые дополняют традиционные средства управления сетями и ИТ-сервисами и позволяют создавать и администрировать бизнес-сервисы

Боб Бишамп: «Стратегия Business Service Management позволяет сделать невозможное возможным путем адаптивного применения уже имеющихся технологий для решений задач бизнеса»Компания BMC Software провела в конце мая в Праге европейский форум для своих клиентов и партнеров, собравший около 700 участников из 16 стран. Открывая форум, Боб Бишамп, президент и генеральный директор компании BMC, отметил, что сегодня на предприятиях имеется зоопарк не только оборудования и программного обеспечения, но и бизнес-процессов и ИТ-сервисов. И если задачу интеграции оборудования и программ можно считать почти решенной, то обеспечение работы с бизнес-процессами как с сервисами, не говоря уже об их интеграции, вызывает еще много проблем.

По оценкам Forrester Research, сегодня до трех четвертей ИТ-бюджетов составляют операции, причем доля ручного труда в ИТ-сервисе превышает 40%. Как отмечают аналитики Butler Group, при возникновении ИТ-инцидентов большинство предприятий решает их вручную: доля ручного труда в процессе преодоления проблемы достигает 70%. При этом ИТ-департаменты подвергаются давлению одновременно с двух сторон. Конкуренция вынуждает бизнес снижать операционные расходы, в том числе и на ИТ, но ИТ оказываются ключевым фактором ведения бизнеса — многие бизнес-проекты попросту деградируют, если в план их реализации не включены вопросы управления ИТ.

Несмотря на то что ИТ-сообщество давно уже руководствуется рекомендациями библиотеки лучшего опыта ITIL, предлагающей ориентиры для построения эффективной ИТ-инфраструктуры, для гармонизации отношений бизнеса и ИТ еще требуется конвергенция бизнес-процессов со всеми компонентами ИТ-инфраструктуры, людьми и технологиями. Возможное решение данной проблемы предлагает концепция управления бизнес-сервисами (Business Service Management, BSM), своего рода связующее звено между бизнесом, ИТ и людьми. Согласно определению Forrester Research, BSM — это набор динамических связей между ИТ-сервисами, обеспечивающими бизнес, и ИТ-инфраструктурой. Такие сервисы могут быть либо специфическими приложениями, либо частью бизнес-процесса, но в любом случае должна быть ясная и прозрачная метрика оценки качества этого сервиса для бизнеса. По оценке аналитиков, предприятия, применяющие BSM-решения, потенциально могут сэкономить 25-30% ИТ-бюджетов, что и объясняет нынешний всплеск интереса к соответствующим продуктам.

«В 2001 году наша компания резко изменила свою стратегию, сфокусировавшись на разработке продуктов для управления ИТ-инфраструктурой и процессами», — отметил Бишамп. — Стратегия, получившая название Business Service Management, позволяет сделать невозможное возможным путем адаптивного применения уже имеющихся технологий для решений задач бизнеса».

Компания BMC Software была основана в 1980 году. В штате компании 6 тыс. сотрудников, а оборот в 2006 году составил 1,57 млрд. долл. Инвестиции BMC и приобретение интеллектуальных активов позволили компании реорганизовать портфель своих решений и предложить новые продукты. В рамках стратегии BSM началась череда приобретений ведущих поставщиков решений и платформ для управления потоками работ и сервисами — компаний Remedy, Marimba, Magic.

«Так же как современные дети работают с технологиями не так, как мы, так и будущие поколения будут работать с нынешними технологиями совсем не так, как предполагалось при их создании», — убежден Бишамп.

Действительно, долгое время успех конкуренции определялся скоростью выполнения тех или иных операций — теперь же высокопроизводительные серверы доступны всем, и на первый план вышло умение ими эффективно управлять.

Киа Бехниа, директор BMC Software по технологиям, отметил, что, как только ИТ-инфраструктура становится более гибкой, виртуализированной и автоматизированной, происходит сдвиг от управления сложными техническими операциями к управлению сложными сервисными операциями. BSM представляет собой набор технологий, которые дополняют традиционные средства управления сетями и сервисами и позволяют пользователям создавать и администрировать бизнес-сервисы.

В ближайшие пять лет, согласно прогнозам аналитиков, процесс предоставления ИТ-операций будет полностью автоматизирован, а наибольшего успеха добьются поставщики, предлагающие автоматизированные средства предоставления своих сервисов.

Покупателей будут интересовать не единичные продукты и услуги, а системы, интегрированные в существующую инфраструктуру их предприятий, причем решения о приобретении будет приниматься на уровне руководителей бизнеса, а не на уровне ИТ-подразделений.

Аналитики Forrester Research считают, что компания BMC лидирует на рынке систем управления бизнес-сервисами. Это стало возможным благодаря обновленному семейству продуктов, а также ясной и интенсивно продвигаемой концепции интеграции людей, процессов и технологий, направляющей движение ИТ-ландшафта предприятия по пути от хаотического к проактивному и реактивному уровню предоставления сервисов.

Вместе с тем, по их мнению, начав с предоставления интегрированных решений для мэйнфреймов и расширив их на распределенные системы, компания пока мало что может предложить в части средств управления сетевой инфраструктурой, в этой области ей потребуются альянсы или приобретения других компаний. Компании, завоевавшей прочные позиции за счет расширения клиентской базы решений BSM и серии удачных приобретений, для сохранения и развития успеха потребуется реструктуризация. Успех BMC в конкурентной борьбе может быть закреплен лишь в случае активизации работы с нетрадиционными для компании клиентами (40% оборота BMC составляют решения для рынка мэйнфреймов, что было, кстати, заметно и по составу участников форума — треть аудитории так или иначе связана с этой платформой).

Надо сказать, что BMC оперативно реагирует на замечания аналитиков, например, предложив рынку предприятий среднего и малого бизнеса решение категории «BSM из коробки». В качестве примера на форуме приводилась компания Materna, предлагающая клиентам за фиксированный срок и заранее оговоренную цену развернуть на их предприятии ИТ-инфраструктуру под ключ, выполнив весь комплекс работ, начиная от изучения бизнеса клиента, создания ИТ-сервисов и настройки бизнес-процессов и заканчивая конвертацией и миграцией унаследованных данных для использования в новой конфигурации. Реален или нет для России BSM из коробки, как показала недавняя конференция «Управление ИТ-услугами на предприятии», организованная издательством «Открытые системы» и IDC, вопрос пока спорный, однако в Европе такой бизнес успешно развивается.

Расширяется и география присутствия компании. В рамках этой деятельности открыт офис в Москве, координирующий работу семи партнеров в России и одного на Украине. В этом регионе у BMC имеется около сотни клиентов, среди которых ЦБ РФ, «ВымпелКом» и МТС. Штат сотрудников местного офиса, как и оборот, по заявлению Евгения Кривоносова, генерального директора представительства BMC Software, планируется удваивать в течение ближайших трех лет. Представительство курирует работу по обучению своим технологиям на базе компании «Микроинформ»; среди ближайших планов — локализация программных продуктов Remedy.


Кто есть кто на рынке BSM

Общий объем рынка решений по управлению ИТ в 2007 году составит 15 млрд. долл. Аналитики относят к данному рынку следующие решения и системы: управление сетями (18% рынка, основные игроки: CA, EMC, HP, IBM), управление изменениями и конфигурациями (17% рынка, основные игроки: BMC, CA, HP, IBM), управление СУБД и управление приложениями (15 и 13% соответственно, основные игроки: BMC, IBM, Oracle, Quest, Symantec), планирование работ (7%, основные игроки: ASG, BMC, CA, IBM), управление событиями (7%, основные игроки: BMC, CA, HP, IBM), управление заявками (7%, основные игроки: Altiris, Axios, BMC, CA, FrontRange, HP, IBM), управление активами (4%, основные игроки: BMC, CA, HP, IBM).

Аналитики Forrester Research считают, что наибольший рост в 2007 году будет наблюдаться в области систем управления изменениями и конфигурациями (28%), а также управления активами (26%). Тесная взаимосвязь BSM с инструментами управления ИТ-инфраструктурой привлекает к этому рынку внимание представителей «большой четверки», известных своими продуктами ИТ-управления — IBM, CA, Hewlett-Packard и BMC Software. Именно эти компании, по данным Forrester, сегодня здесь доминируют, занимая в 2005 году 34%, в 2006 году — 40% и, по прогнозам, в 2007-м  — 45% рынка.

BMC вышла на рынок BSM после приобретения ряда компаний. В 2005 году она выпустила систему CMDB 1.0 Atrium, которая поддерживает не только технологические метаданные, но и сведения о правах, полномочиях пользователей и об используемых ими бизнес-процессах. Годом позже появился интегрированный пакет решений IT BSM Workflows, включающий Remedy Service Management, Identity Management, CONTROL-M, CONTROL-D, Configuration Management, Performance Manager и Service Desk Express. Отличительной особенностью тактики компании в 2007 году будет расширение BSM непосредственно на ИТ-операции.

Покупка Mercury Interactive существенно усилила позиции HP на рынке BSM, определив стратегию компании по «нанизыванию» продуктов компании на Universal CMDB. Инструментарий Mercury позволяет интегрировать решения HP в ИТ-инфраструктуру, построенную на базе продуктов других поставщиков, а приобретение Peregrine Systems позволило пополнить линейку продуктов HP Software решениями по интеграции и управлению ИТ-ресурсами на базе Web-технологий, поддержке внешнего представления и средств аналитической обработки.

Решение IBM Tivoli Business Systems Management, традиционно применяемое пользователями мэйнфреймов, недавно под маркой Business Service Management было расширено и на группы других клиентов. Корпорация акцентирует внимание на виртуализации и предоставлении ресурсов средствами Tivoli, которые обеспечивают не только мониторинг систем и уведомление системных администраторов, но и «самообслуживание», то есть обнаружение, диагностику сбоев и восстановление работоспособности систем. После приобретения компании Collation функциональные возможности Tivoli Application Dependency Discovery Manager существенно расширились, был выпущен продукт Tivoli C-CMDB (Change and Configuration Management Database — «база данных управления изменениями и конфигурациями»), интегрированный с построенными на основе продуктов IBM средствами управления инфраструктурой и бизнес-процессами.

Стратегия CA в области управления корпоративными ИТ-инфраструктурами подкреплена ее достаточно сильным технологическим покрытием поля BSM, которое компания «распахивает» благодаря технологии выявления инфраструктурных компонентов, поддерживающих работу бизнес-приложения, и динамического построения карт зависимостей бизнес-процессов от элементов инфраструктуры. Однако речь обычно идет об управлении ИТ-, а не бизнес-сервисами. Тем не менее аналитики отмечают сильные позиции компании в области управления сервисами и CMDB.

За лидерами имеется прослойка компаний, предлагающих нишевые решения. Managed Objects фокусируется на предоставлении ИТ-сервисов, ориентированных на бизнес. Компания предлагает средства интеграции с большинством промышленных средств мониторинга и свою «нейтральную» CMDB для компаний, которые уже используют решения двух и более игроков из «большой четверки». Oblicore специализируется на средствах минимизации стоимости ИТ путем структурирования каталогов сервисов, постоянного мониторинга, проактивного управления и отчетности о выполнении соглашений об уровне обслуживания (Service Level Agreement, SLA). Компания Compuware, купив Proxima Technology, интегрировала ее решения по управлению бизнес-транзакциями в Compuware Vantage. Продукты Digital Fuel Technologies позволяют управлять жизненным циклом SLA.