Владимир Матюхин: «Мы строим домен доверия Российского государства»

В конце июня в Москве прошел третий международный форум информационных технологий «Инфофорум Евразия». Организован он был некоммерческим партнерством «Инфофорум», МИД РФ, ФАИТ, правительством Москвы, комитетом Государственной думы по безопасности и соответствующим комитетом парламента Республики Казахстан. Основной целью проведения форума был обмен опытом в решении проблем информационной безопасности. Впрочем, большинство докладов были российские, а представители Казахстана, Украины, Белоруссии и других стран СНГ, хотя и присутствовали на конференции, но практически не выступали. Организаторы пытались сконцентрировать свои усилия на информационной безопасности, однако реальная тематика выступлений была значительно шире — от проблем скрытого психологического воздействия через СМИ до юридически значимого обслуживания населения.

Одним из наиболее интересных вопросов, обсуждаемых на форуме, были технологии для автоматизированного электронного обслуживания населения.

Главным элементом для построения такой системы являются средства аутентификации граждан, участвующих во взаимодействии с государством. Правда, каждое ведомство норовит выпустить свои собственные средства для этой цели. «Если так пойдет и дальше, то скоро гражданам придется носить целый чемодан элементов аутентификации», — заметил Владимир Матюхин, руководитель ФАИТ.

Его агентству было поручено создать федеральный межведомственный удостоверяющий центр, который бы позволил различным ведомствам доверять идентификационным системам друг друга. Сейчас такой центр реализован и уже предоставляет три базовых сервиса. А в апреле был принят план по введению в промышленную эксплуатацию еще 12 сервисов. После его реализации уже можно будет говорить о полноценном межведомственном электронном документообороте. Кроме того, ФАИТ готовит специальный удостоверяющий центр для межгосударственного обмена, что позволит сделать юридически значимыми и международные электронные документы.

Однако переход на электронный документооборот и появление у граждан возможности общаться с государством в электронном виде ставит перед российскими ведомствами новую проблему — как обеспечить оперативное рассмотрение всех поступающих сообщений в установленные законом сроки. Ведь обрабатываться с одинаковой эффективностью должны как традиционные бумажные заявления, так и сообщения, оставленные посетителями на официальных сайтах. Если раньше сообщения на сайтах можно было не обрабатывать, считая их анонимными, то при использовании универсальных электронных подписей этого оправдания уже не будет.

Для решения этой проблемы на «Инфофоруме» было представлено несколько систем, которые позволяют принимать обращения граждан в любой форме, преобразовывать их к единому стандарту электронных сообщений, проводить фактографический анализ текстов, по выделенным фактам классифицировать обращения и собирать их в пакеты, а затем отправлять в стандартную систему документооборота. За счет предварительной обработки сообщений можно существенно увеличить эффективность рассмотрения информации.

К тому же в системе накапливается база знаний по часто встречающимся обращениям, которая позволяет автоматически отвечать на наиболее популярные запросы. В частности, такая система была разработана компанией Sytech для Министерства здравоохранения.

Аналогичное решение в виде Web-приложения есть у «Ай-Теко». Оно позволяет извлекать информацию не только из формализованных обращений, но и из любых текстов. На их базе построен продукт X-Files, который предназначен для ведения картотек, определения связи между карточками и составления визуального представления взаимосвязей. Кроме того, «Ай-Теко» предлагает систему «Аналитический курьер», которая предназначена для углубленного анализа текстовой информации. С ее помощью можно автоматизировать тематический анализ, поиск информации, составление семантических карт, аннотирование текстов, проведение частотного анализа и определение тональности публикаций. Оба продукта компании рассчитаны больше на правоохранительные органы и оперативный анализ ситуации, поскольку принимают информацию только в текстовом виде или собирают ее из Internet.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями