Network World, США

Разговоры о покупке Avaya свидетельствуют: производители и покупатели VOIP-решений должны анализировать все сценарии, ожидая самых неожиданных событий

Доход Avaya в минувшем финансовом году составил 2 млрд. долл., а прибыль — 220 млн. долл. Доля рынка компании также велика — около 12% всех телефонных линий корпоративного уровня (и IP, и TDM) в прошлом году были установлены ею. По этому показателю компания уступает только Nortel (13,4%) и опережает Cisco (8,5%)Вскоре после появления слухов о том, что Avaya ищет покупателя, обозреватели заявили, что покупателям средств IP-телефонии имеет смысл занять выжидательную позицию. Доля рынка Avaya и ее база корпоративных клиентов достаточно велики для того, чтобы подобная сделка имела весьма ощутимые последствия. Вопросы о будущем Avaya впервые были затронуты в публикации Wall Street Journal, в которой сообщалось, что компания ведет переговоры с частным инвестором Silver Lake Partners. Этой фирме уже принадлежат несколько компьютерных, сетевых и телекоммуникационных компаний, в том числе Network General, IPC, Sabre и Seagate, а также производители электроники Avago и Flextronics и, наконец, известная аналитическая компания Gartner.

Сообщалось, что Avaya уже вела переговоры с Nortel в начале мая. Они не удались, поскольку стороны не договорились о форме оплаты — акции Nortel или наличные. Затем появилась информация, что сделка может стать еще громче — в качестве «посадочной площадки» Avaya в нескольких блогах, а позже и на новостных сайтах упоминалась Cisco.

Объединение Nortel-Avaya означало бы появление неоспоримого лидера на рынке VOIP, который доминировал бы на нем так же, как Cisco доминирует в секторе корпоративных маршрутизаторов, коммутаторов и систем защиты. Но положение покупателей офисных АТС на базе IP от этого станет существенно сложнее.

То же ожидало бы и Cisco в случае покупки Avaya.

«Это одна из самых смешных новостей, которые я когда-либо слышал», — прокомментировал такую перспективу покупки Avaya Зевс Керравала, аналитик Yankee Group. Стратегия Cisco в отношении приобретений, которой та придерживалась все время после массового краха Internet-компаний, заключалась в покупке небольших фирм, которые располагают технологиями, дополняющими или расширяющими собственные решения Cisco. Крупные приобретения, такие как Scientific Atlanta или WebEx, носили характер стратегических, направленных на выход на совершенно новые рынки. Едва ли не 100-процентное дублирование семейств продуктов Cisco и Avaya означает, что эта покупка может быть совершена только с целью увеличения доли рынка. Но таких приобретений Cisco не делает.

Впрочем, есть компания, которая однозначно выиграла бы от приобретения Avaya. Это Alcatel-Lucent, напомнил Брайан Риггз, аналитик Current Analysis. Слияние Alcatel и Lucent было в основном нацелено на улучшение позиций у операторов и на рынке телекоммуникационного оборудования. Alcatel всегда боролось за покупателей в США, и объединение имеет смысл с точки зрения создания глобального коммуникационного концерна на корпоративном рынке. В данном случае также имеется дублирование продуктов, но в меньшей степени, чем у Cisco или Nortel.

«Генеральный директор Alcatel-Lucent Пэт Руссо некоторое время состояла в совете директоров Avaya, — напомнил Риггз. — Она публично выражала сожаление о том, что Lucent в свое время выделила Avaya в независимую компанию».

Наступающие изменения в сфере голосовой связи корпоративного уровня могут породить волну консолидаций. На это указывают состоявшиеся уже в этом году слияния производителей VOIP-решений — Mitel и Inter-Tel, а также компаний, выпускающих IP-телефоны, — Polycom и Spectralink. Одним из факторов, стимулирующих этот процесс, служит явное желание Microsoft сделать VOIP еще одним программным предложением, наряду с электронной почтой, системой мгновенного обмена сообщениями и офисными приложениями. В числе других стимулов — распространение таких сервисов, как Skype, в том числе для внутрикорпоративной связи. Необходимо принимать во внимание поведение бизнес-пользователей, говорящих по сотовым телефонам больше, чем по служебным стационарным, связанным с АТС или сервером IP-звонков.

«В отрасли, которая стоит на пороге столь серьезных перемен, производители и покупатели коммуникационных решений должны рассматривать все возможные сценарии, ожидая самых неожиданных событий», — предупредил аналитик Gartner Берн Эллиот.