Служба новостей  IDG, Сан-Франциско

Как утверждают в компании Hewlett-Packard, сервис-ориентированная архитектура (Service-Oriented Architecture, SOA), предназначенная для более эффективной разработки, развертывания и эксплуатации ИТ-сервисов, сегодня готова к тому, чтобы перейти из тестовой фазы в стадию производственную.

За последнее время HP представила широкий спектр программных решений и сервисов, которые должны помочь предприятиям внедрить SOA. Значительная часть из соответствующих программных продуктов стала собственностью HP после приобретения ею компании Mercury Interactive.

«Настало время массового внедрения SOA», — отметила исполнительный вице-президент HP Энн Ливермор.

Для многих SOA по-прежнему представляется чем-то весьма абстрактным. Эта концепция предназначена для проектирования сервисов, в основу функционирования которых положено слабосвязанное взаимодействие различных компонентов программного обеспечения. Благодаря этому сервисы можно разрабатывать из отдельных модулей. При создании очередного нового сервиса у компаний появляется возможность повторного использования различных общих элементов информационной инфраструктуры, независимо от того, идет ли речь об организации сайтов электронной коммерции, о налаживании операций контакт-центра или об управлении персоналом.

Сегодня начинают проступать первые наметки стратегии HP после покупки за 4,5 млрд. долл. компании Mercury, а также вошедшей чуть ранее в состав Mercury компании Systinet. Компания Mercury специализировалась на программном обеспечении оптимизации бизнес-процессов, а Systinet — на управлении SOA и жизненным циклом приложений.

Сегодня в HP выделяют три ключевых аспекта внедрения SOA.

  • Качество ИТ. Программное обеспечение HP Change Impact Testing and Business Process Testing предназначено для тестирования новых сервисов перед их развертыванием.
  • Управление ИТ. Программное обеспечение SOA Systinet представляет собой систему управления политиками сервисов на протяжении всего их жизненного цикла. Повторное использование уже имеющихся наработок может оказаться более предпочтительным по сравнению с созданием каждого очередного сервиса заново.
  • Руководство ИТ. Программное обеспечение HP Business Availability Center помогает осуществлять контроль за функционированием сервиса и управление им после развертывания. Подразделение HP Services делится с клиентами передовым опытом внедрения сервис-ориентированных архитектур.

Корпорация IBM также делает ставку на SOA. На конференции, проходившей в конце мая в Орландо, представители IBM объявили о начале реализации программ сертификации ИТ-специалистов по проблематике SOA, о создании интерактивного портала с информацией о SOA, а также о разработке собственного набора программных продуктов и сервисов, связанных с SOA.

«Следует помнить, что в отличие от IBM у HP нет в распоряжении собственной компании, разрабатывающей программное обеспечение промежуточного слоя, — подчеркнул аналитик компании ZapThink Рон Шмельцер. — HP готова предоставлять программные решения и консультационные услуги, касающиеся управления развертыванием SOA, но переходить к реальной эксплуатации SOA компания может только при поддержке поставщика программных средств промежуточного слоя».

«HP выступает в роли интегратора и консультанта, а не поставщика программных средств, — полагает вице-президент Burton Group Энн Томас Мэйнс. — У руководства HP нет желания превращаться в разработчика программного обеспечения промежуточного слоя. Компания поддерживает партнерские отношения с поставщиками соответствующих средств. Со своей стороны, IBM пытается жестко увязать свои программные продукты с предложениями в области SOA, в то время как корпоративные пользователи часто предпочитают приобретать оборудование и программное обеспечение у нескольких различных поставщиков».