Напрямую будет ввозиться аудио- и видеотехника, включая телевизионную, которая приносит около 75-80% дохода Philips Consumer Electronics, а также компьютерные мониторы

Дмитрий Страшнов: «Мы очень заинтересованы в том, чтобы нашему примеру последовали коллеги и конкуренты»С 1 июня 2007 года компания Philips Consumer Electronics начала переход к прямым поставкам на российский рынок всего ассортимента потребительской электроники. До сих пор опыт прямого импорта на территорию России компания нарабатывала на других товарных категориях, составляющих лишь небольшую часть ее оборота, например на аксессуарах для мобильных телефонов. Теперь настал черед основного бизнеса — напрямую будет ввозиться аудио- и видеотехника, включая телевизионную, которая приносит около 75-80% дохода Philips Consumer Electronics, а также компьютерные мониторы.

Логистика под контролем

Как отметил вице-президент и генеральный менеджер Philips Consumer Electronics Дмитрий Страшнов, первый квартал 2007 года был сложным для сегмента бытовой электроники. Рынок аудио- и видеотехники становится все более жестким и насыщенным, для него характерна высокая ценовая эрозия, поэтому маневренность запасов, время «выброса» товара на рынок стали играть очень существенную роль. Philips намерена снизить риски неправильного планирования объемов складских запасов, которое усугубляет общие для всех поставщиков проблемы.

Прямые поставки позволят сократить сроки вывода новых продуктов на российский рынок, куда они теперь будут попадать, минуя промежуточные склады в Финляндии и прибалтийских странах. По оценке Страшнова, ускорение поставок из Европы составит от недели до двух. Фактически вендор сможет предоставлять партнерам гарантии по срокам поставки.

Подготовка к этому шагу заняла у Philips более полугода.

«Мы надеемся на сокращение издержек, связанных с неэффективностью логистической цепочки», — заявил Страшнов. По его словам, это первый, промежуточный шаг к нормальной модели, используемой во всем мире, которая предусматривает открытие локальных складов в сотрудничестве с логистическими операторами и отгрузку товаров за рубли. Однако необходимые для этого технические процедуры — поиск складов, подготовка ИТ-систем, заключение договоров — потребуют некоторого времени.

«В данном случае Philips делает то, что следовало сделать», — заявил вице-президент и член совета директоров компании «М. Видео» Александр Зайонц. По его мнению, от перехода на схему ввоза, применяемую во всем остальном мире, российский потребитель только выиграет. Для президента «Эльдорадо» Игоря Яковлева новая схема — это улучшение не только логистики, но и кредитных условий: дата выдачи кредитов будет совпадать с моментом получения продукции на московском складе.

Как утверждают в Philips, повышение цен для конечного потребителя в связи с этими переменами не планируется. В «Эльдорадо» и «М. Видео» также не ожидают роста цен, вызванного переходом на прямые контракты.

Предполагается, что количество российских партнеров Philips останется неизменным: процесс перехода затронет 20 из 35 партнеров, более половины которых — розничные сети.

На изменение бизнес-модели и отладку новой схемы работы участникам процесса отводится полтора-два месяца. За лето поставщики и розничные сети должны успеть приспособиться к новым условиям. Полный переход на новые правила компания рассчитывает осуществить до 1 августа 2007 года, чтобы быть готовой к началу «высокого сезона», во время которого любая логистическая проблема обходится очень дорого.

Philips рассчитывает, что ее инициатива послужит сигналом, что российский рынок достаточно развит для использования механизмов, которые в Европе являются стандартной практикой. С тем, что необходимость перехода на прямые поставки давно назрела, согласны многие участники рынка, однако до сих пор вендоры не спешили взять на себя «лишние хлопоты».

Тем не менее, на рынке мобильных телефонов переход вендоров на прямой импорт произошел в прошлом году, а вот рынок компьютерной техники, на котором гораздо больше игроков, пока отстает. Лишь крупные ритейлеры, такие как «М. Видео», заключают прямые контракты практически со всеми своими поставщиками.

Цель Philips — сделать процесс необратимым.

«Мы очень заинтересованы в том, чтобы этому примеру последовали наши коллеги и конкуренты», — заявил Страшнов.

Как сообщил президент ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК Александр Онищук, по его сведениям, многие вендоры сейчас готовятся к этому по разным товарным группам и с разными условиями, и скоро мы услышим аналогичные вести про все известные европейские, японские и корейские крупные брэнды. Яковлев также отметил положительную динамику в отношении других поставщиков.

«Думаю, в будущем году 90% товара мы будем забирать за рубли в России», — сказал он.

Импорт станет прозрачнее

Из-за особенностей нынешней логистики, как заметил Страшнов, сложилась нездоровая ситуация, когда аудио- и видеопродукцию можно найти на рынках по более низкой цене, чем ее себестоимость в Голландии. Теперь Philips будет заниматься координацией и организацией логистического процесса сама, доводя товар до таможенного терминала своего логистического партнера на территории России. Таким образом, компания рассчитывает минимизировать использование нелегальных схем таможенной очистки, поддержав конкурентоспособность добросовестных импортеров.

«Товар приходит на терминал с оригинальным инвойсом, по которому производится таможенная очистка, и недобросовестные поставщики лишаются возможности его ‘скорректировать’», — заверил Страшнов. Тем самым компания исключает возможность применения разного рода таможенных схем и уравнивает условия для всех игроков рынка. Помимо изменений в логистике, новая бизнес-модель предусматривает и новый расчет себестоимости, который призван сделать невыгодными «параллельные» поставки.

Как пояснил Онищук, для защиты от «серого» импорта существует еще такой механизм, как таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Когда на таможенный терминал поступает товар в адрес импортера, отсутствующего в списке, предоставленном производителем, то этот товар задерживают на десять дней, запрашивают разрешение на ввоз у российского представительства вендора и в случае получения отказа уничтожают как контрафактный.

Представители пищевой продукции достаточно активно пользуются этим механизмом, а вот производители электроники до сих пор его практически не применяли.