Сумма сделки составляет 8,2 млрд. долл. В результате один из ведущих игроков на рынке корпоративного телекоммуникационного оборудования перейдет в частное владение и, по всей видимости, получит сопутствующие этому финансовые обязательства, которые могут лишить компанию средств, необходимых для удержания завоеванных позиций.

"Когда на горизонте возникает частная фирма, речь заходит о финансовых схемах, а не о продуктах, синергетических эффектах от слияния и тому подобных вещах", - полагает аналитик компании JMP Securities Сэмюэл Вильсон.

"Как правило, такие сделки обременяют компанию долгами, существенно ограничивают  свободу действий и управления денежными потоками и требуют от компании повышения прибыли, - считает управляющий директор North River Ventures Фрэнсис МакИнерни. - В результате развитие технологий замедляется, потому что денежные потоки направляются в другие места."

Инвестиции «не от хорошей жизни»

За последний год приобретения технологических компаний частными фирмами участились. Можно вспомнить хотя бы сделки с Agilent Technologies, Alltel, First Data, CDW, Acxiom и Primax Electronics.

По мнению экспертов, инвестиции в технологические компании имеют репутацию рискованных, поскольку технологические продукты и рынки весьма сложны. Когда  инвестиционные фирмы не испытывают нехватки денег, они готовы идти на риски. "Подобные сделки показывают, что частная инвестиционная фирма с трудом может найти способы вложения средств, и, в конце концов, у нее не остается возможностей для инвестиций в подходящие сферы", - полагает МакИнерни.

Данное обстоятельство подталкивает инвестиционные фирмы к рискованным решениям, которых избегают более консервативные инвесторы. "Меня это не удивляет, - отметил Вильсон. - На этом рынке никакие действия частных инвестиционных фирм меня не удивят. Они готовы на все."

Однако, инвестиции в технологии требуют особых способностей в бизнесе. "Надо точно знать, что вы делаете, ибо у таких предприятий могут быть очень серьезные операционные проблемы, - считает Вильсон. Это не так просто, как купить нефтяную вышку, ведь у нефти всегда будет рынок сбыта."

Частная – только на время?

«Когда технологические компании переходят в частные руки, основной целью инвесторов является получение быстрой прибыли», - полагает МакИнерни. Разные инвесторы поступают по-разному, и информацию об их действиях получить трудно, поскольку компания переходит в частные руки и больше не обязана отчитываться перед акционерами. "Вдали от глаз общественности такие компании могут сделать то, что, трудно было бы сделать крупной публичной компании, - считает Вильсон. - Они могут все подчистить, подтянуть, может быть, приобрести еще компанию-другую, а потом, возможно, снова выпустить акции на рынок."

По мнению МакИнерни, проблема в том, что иногда компаниям необходимы реформы в таких областях, где инвестиционные фирмы не обладают компетентностью. "Руководители инвестиционных фирм, как правило, никогда не занимались реальным бизнесом. Большинство их них никогда сами не получали прибылей и убытков, и у них нет опыта управления производством", - считает аналитик.

В случае с Avaya, как полагает МакИнерни, новым владельцам следовало бы в первую очередь сократить время, которое уходит у клиентов на оплату полученного оборудования. Подобные проблемы обычно свидетельствуют о том, что производитель недостаточно заботится о клиентах.

Решения могут быть различными. Корни проблемы могут лежать в самих продуктах, отделах продаж и работы с крупными клиентами. Чтобы ее разрешить, необходим детальный разбор бизнес-процессов и их  перестройка. "Не знаю, как частная инвестиционная фирма сможет все это осуществить", - заявляет МакИнерни.