«Сети»

Выставке «Связь-Экспокомм» удалось пережить «потребительский бум» предыдущих лет

Еще несколько лет назад профессиональные телекоммуникационные и ИТ-выставки переживали период потребительского бума. Самая крупная среди них, германская CeBIT, принимала в лучшие годы больше полумиллиона посетителей; наш «маленький аналог», московская «Связь-Экспокомм», могла похвастать почти 100 тыс. гостей. Эти цифры, конечно, впечатляли, но главным тогда было отношение к выставкам их участников и посетителей. Они шли туда как на парад: одни — показать себя во всей красе, другие — полюбоваться мощью современных информационных технологий и присмотреть кое-что, чтобы в будущем приобрести.

Но на фоне огромного спроса на выставочные мероприятия в языке ИТ-профессионалов родилось страшное «ругательство», которым они обличали эти массовые шоу, — «консьюмеризация».

Эта тенденция, указание на которую позволяло компаниям списывать на внешние обстоятельства собственные маркетинговые промахи и недостаточную коммерческую отдачу, проявилась очень вовремя. Именно тогда ИТ-отрасль, восстанавливаясь после кризиса 2000-х, начала активно стандартизироваться и консолидироваться.

Вместо десятка компаний, предлагавших разноплановые решения одной и той же проблемы, на рынке нередко оставались два-три независимых вендора, причем их разработки отличались друг от друга не технологическими преимуществами, а ценностью брэнда.

Стандартизация перевела конкуренцию в ИКТ-сфере из технологической в маркетинговую плоскость, отчего избалованный потребитель быстро устал. Ведь он не воспринимает большое количество рекламы и не любит тратить свое время на созерцание одинаково доступных решений, которые через полгода в изобилии появятся в розничной продаже. Праздник кончился, цирк уехал.

Для организаторов выставок и их постоянных участников настали нелегкие времена. Первые начали беспрестанно выдумывать и внедрять какие-то новые форматы общения индустрии и потенциальных потребителей, например передовые сервисы, чтобы не растерять оставшуюся аудиторию. Вторым теперь приходилось тщательно выбирать, где выставляться и что показывать.

Оказалось, что вообще обойтись без участия в отраслевых форумах они не могут: взаимодействие с клиентами через Web не заменит непосредственного общения специалистов с наглядной демонстрацией возможностей продаваемых систем.

Многие некогда популярные у профессионалов мероприятия «потеряли себя», столкнувшись с наплывом потребителей. Но неужели «консьюмеризация» — смертельная болезнь?

Как наглядно показала прошедшая в мае традиционная выставка «Связь-Экспокомм», не обязательно. По прошествии «потребительского бума» выяснилось, что представители ИКТ-отрасли, особенно работающие далеко от центра и вне офисов крупных корпораций, по-прежнему хотят иметь площадку для открытого профессионального общения, широкого обмена опытом и установления личных контактов с поставщиками продуктов и услуг.

Представляется, у выставки есть все шансы, чтобы сохранить за собой эту роль в будущем. Разумеется, при условии, что организаторы не начнут метаться в поисках «свежих идей».

Прошедшая в нынешнем году выставка, на которой журнал «Сети» выступил в качестве генерального медиапартнера, еще больше сжалась в размерах.

Опустел ее центральный павильон «Форум», являвшийся во все времена основным генератором шума и рекламных спецэффектов.

Переметнулся к «конкуренту», осенней выставке «ИнфоКом», активно поддерживаемой Мининформсвязи, столичный холдинг «Система Телеком», вместе со своими дочерними операторами связи.

«Систему» можно понять: став владельцем 25% акций «Связьинвеста» и фактически единственным претендентом на покупку оставшегося госпакета из 75% акций, она не может позволять себе вольности участвовать в тех мероприятиях, которые ей нравятся, а не в тех, которые «рекомендованы». Но вот куда исчезли относительно мелкие операторы, специализирующиеся на обслуживании корпоративного сектора, или вендоры, поставляющие продукты операторского класса, остается загадкой.

Возможно, эти компании тоже захотели поиграть в политику. Действительно, на «ИнфоКоме» их стенды увидят организованные делегации чиновников и руководителей МРК, и — если повезет — даже остановятся на пару минут, чтобы обменяться дежурными репликами со стендистами.

Но какова вероятность, что такое «шапочное» знакомство с VIP-гостями приведет компании к заключению крупных контрактов? Если не быть с этими людьми, что называется, «на короткой ноге», то почти нулевая.

А вот реальный бизнес покупает понемногу, зато постоянно, и в принципе далек от кабинетных интриг. Подавляющему большинству российских представителей среднего и малого бизнеса недоступно участие в федеральных ИТ-проектах. В то же время им нужно решать текущие проблемы информационного обеспечения предприятий, развития корпоративных коммуникаций и модернизации сетей. Поэтому они будут приезжать туда, где собирается максимальное количество производителей и поставщиков услуг. В этом смысле «Связь-Экспокомм» пока остается вне конкуренции.

Уход с майского шоу видных игроков телекоммуникационного рынка, в сущности, лишь пошел ему на пользу. Из павильонов исчезли случайные люди и резко снизился уровень шума, из-за которого иногда было трудно расслышать собеседника.

Получив в этом году второе дыхание, «Связь-Экспокомм» может просуществовать в виде профессионального отраслевого форума еще долго. И пусть ее количественные показатели продолжают падать, зато качественные уже пошли в рост.

Игорь Елисеев — главный редактор журнала «Сети». С ним можно связаться по электронной почте ieliseev@osp.ru

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями