Руководитель отдела по работе с госорганизациями департамента консалтинга Microsoft о том, как сделать проекты государственной информатизации более эффективными

Александр Данилин: «В нашей стране жестко централизованные подходы всегда очень трудно реализуются на практике»За последние несколько лет число сотрудников, занимающихся взаимодействием с госструктурами в представительстве Microsoft, существенно выросло. Качественные изменения в отношениях корпорации с госсектором тоже налицо — Microsoft вышла на такие новые для себя сегменты, как автоматизация регионов и здравоохранение. В структуре московского офиса корпорации появилось подразделение по взаимодействию с региональными органами государственной власти, поскольку именно в регионах сегодня динамичнее всего реализуются программы информатизации, в отличие от федерального уровня, где столь комплексного подхода не наблюдается.

Существенно выросла практика консалтинга в госсекторе, который теперь платит не только за «коробки», но и за услуги по построению эффективных информационных систем. О том, как развиваются отношения Microsoft и Российского государства, обозреватель еженедельника Computerworld Россия Ирина Шеян беседует с руководителем отдела по работе с государственными организациями департамента консалтинга Microsoft Александром Данилиным.

Как меняется со временем взаимодействие Microsoft с государственными структурами?

В Microsoft стало больше сотрудников, занимающихся таким взаимодействием, и больше содержательных проектов. Речь идет не только о закупке лицензий, мы стараемся участвовать в решении таких проблем, как, например, создание безопасной, управляемой инфраструктуры, построение прикладных систем. Примером может служить проект для правительства Москвы по мониторингу информационных систем города, имеющего в реестре не менее 300 информационных систем, контроля их состояния и уровня использования.

Мы впервые вынесли на широкое обсуждение темы интегрированной архитектуры для органов государственного управления и здравоохранения. В корпорации обобщили опыт большого количества проектов, которые были реализованы за рубежом.

Это сложно отчуждаемые проекты, тем не менее в них есть много общих элементов, которые можно тиражировать. Технические специалисты, консультанты и партнеры Microsoft разработали документы, описывающие эталонные архитектуры, так называемые Connected Frameworks, чтобы сделать их общедоступными, поделиться этим опытом.

К сожалению, для продвижения идей «во власть» недостаточно лишь доставить идею в нужную голову…

По большому счету мы никуда не спешим. Мы живем в этой стране и, надеюсь, будем жить и через десять лет. Мы пытаемся добиться результата с учетом специфики работы госорганов. В этом году на уровне идеи, в следующем — на уровне разработки концепции, еще через год — на уровне реализации информационной системы. Сейчас ведомства могут принимать бюджеты на трехлетний период — на среднесрочную перспективу; надеюсь, это повлияет и на практику планирования в области информатизации. Люди, отвечающие за информатизацию, смогут думать не столь дискретно и реализовывать проекты комплексно и эффективно.

В чем различие между концепцией электронного правительства, предлагаемой Microsoft, и концепцией информатизации Российского государства?

На мой взгляд, радикальных отличий нет. Есть страны с централизованной структурой управления, есть — с федеративной. C моей точки зрения, Россия относится ко второму типу стран. Здесь ведомства более независимы в принятии решений, несмотря на относительно жесткую вертикаль власти. Поэтому в нашей стране очень непросто решаются вопросы межведомственного взаимодействия, и жестко централизованные подходы всегда очень трудно реализуются на практике.

Эти аспекты надо учитывать и в архитектурных документах. В Microsoft пытаются учесть специфику, предлагая варианты решения проблем и для разных типов структур государственного управления. Плюс, естественно, в России мы должны учитывать специфику требований к информационной безопасности, а потому и много заниматься сертификацией своих продуктов с этой точки зрения.

Зачастую в проектах государственной информатизации реализуется этап создания инфраструктуры, после чего внимание переключается на следующий «громкий» проект, который скорее принесет политические дивиденды, чем попытки добиться эффективного функционирования от уже созданной системы. Что нужно, чтобы успехи в госинформатизации были не столь временны и не столь локальны?

Здесь нет панацеи. Структуры надзора должны осуществлять достаточно формализованные процедуры контроля того, что делается, в том числе и в области информатизации, что является конечным результатом реализации определенного проекта, и контролировать прямые и конечные результаты внедрения той или иной подсистемы.

Методики отслеживания эффективности реализации ИТ-проектов известны, они используются за рубежом и их надо внедрять, в том числе и в государственных организациях. К тому же методики, которые позволяют руководителю четко формулировать цели для ИТ-специалистов, такие как COBIT, надо адаптировать для российских организаций и использовать.

Вопрос лишь в том, насколько они действительно нужны госзаказчику, у которого часто на первый план выходят политические и иные посторонние цели. Поэтому все и заканчивается «освоением» бюджета.

В конечном счете государство, то есть налогоплательщики, в этом заинтересовано, поэтому должны использоваться механизмы аудита ИТ, возможно, со стороны Счетной палаты. Должны быть механизмы независимой проверки внешним органом эффективности выполненных ИТ-проектов по определенным формальным критериям. Ничего нового, просто эти механизмы должны работать, в том числе и в области ИТ.

По-моему, значительная доля ИТ-проектов в госсекторе нацелена, в первую очередь, на облегчение жизни самих чиновников. Даже при создании систем для оказания услуг гражданам и бизнесу удобство их использования находится отнюдь не на первом месте…

Согласен, есть такая беда. Действительно, многие проекты ориентированы на внутреннюю жизнь госаппарата.

Что же делать?

Во-первых, надо проанализировать услуги, которые оказывает государство гражданам и бизнесу, затем понять, какую их часть можно реализовать в электронной форме. Далее нужно составить план, определяющий, когда то или иное ведомство сможет начать оказывать данные услуги в электронной форме. Как только такой план появляется, можно добиваться его выполнения.

Даже предприятия не всегда охотно идут на реорганизацию бизнес-процессов в связи с реализацией ИТ-проектов. Готовы ли отечественные ведомства перестраивать свои процессы?

С моей точки зрения, готовы, хотя это никогда и нигде не происходит просто. К примеру, уже несколько лет ведомства занимаются разработкой административных регламентов, то есть формальным описанием их процедур. Это очень большой шаг вперед, и часто в процессе составления регламентов возникают предложения по рационализации. Появляются услуги, реализованные по принципу «одного окна»; это тоже пример реинжиниринга административных процессов. Наверняка это будет продолжаться.

Чем вызван интерес Microsoft к здравоохранению?

Во-первых, корпорация приобрела соответствующий опыт и обобщила его. Во-вторых, это просто горячая тема, к которой привлечено общественное внимание. Мы все были свидетелями скандалов, когда чиновников снимали с должностей из-за проблем с обеспечением лекарственными препаратами. Есть масса проблем, которые в принципе невозможно решить без использования ИТ, например, обеспечение льготными лекарствами. Ясно, что здесь будут и проекты реализовываться, и деньги инвестироваться. Мы все заинтересованы, чтобы это было сделано, мы все — «пациенты» этой системы.

Вы считаете возможным за несколько лет реализовать в отечественной системе здравоохранения проекты, подобные западным?

Думаю, да. Это приличный срок.

А реально ли довести их до федерального, общероссийского уровня?

Надо верить.


Интегрированный подход к здоровью

Среди решений для сферы здравоохранения на конференции Microsoft «Государство в XXI веке» была представлена интегрированная ИТ-архитектура организаций здравоохранения — Microsoft Connected Healthcare Framework (CHF). Функциональная архитектура CHF реализует сервис-ориентированный подход к описанию и проектированию компонентов системы, базовых сервисов и ключевых медико-технологических процессов. Она основана на мировом опыте Microsoft и партнеров корпорации в области здравоохранения и представляет собой готовый набор шаблонов деятельности и процессов (Business Patterns), с помощью которых могут быть построены различные решения.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями