Как на рынке источников бесперебойного питания возникает новая мегакомпания

Начало текущего года было ознаменовано весьма заметным слиянием на мировом рынке источников бесперебойного питания. Компании APC и MGE, приобретенные по отдельности французской Schneider Electric, были объединены в единую структуру APC-MGE. Один из членов ее исполнительного комитета, президент APC-MGE в регионе Европы, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки Даниель Доимо, побывавший недавно в Москве, прокомментировал ход интеграции двух компаний и планы по развитию продуктовых линеек.

Переходящий приз

Даниель Доимо: «На рынке электротехники будет использоваться марка MGE, а на рынке информационных технологий — APC»В отличие от APC, которая на момент приобретения являлась публичной компанией (выход на IPO произошел в 1988 году, спустя семь лет после образования компании), MGE UPS Systems всегда оставалась частной, а структура ее собственности с момента основания несколько раз претерпевала значительные изменения.

Как независимая компания MGE была создана в сентябре 1996 года путем выделения из Schneider, для которой производство источников бесперебойного питания на тот момент казалось непрофильным бизнесом. Тогда в компании работало 1,8 тыс. человек, ее оборот составлял 400 млн. долл. В сделке приняли участие французские венчурные капиталисты и топ-менеджеры компании. В результате венчурному фонду Europe Capital Partners стал принадлежать 71% компании, 40 высших руководителей получили суммарно 15%, Schneider оставила за собой 14%.

В мае 2000 года произошел вторичный выкуп компании из рук Europe Capital Partners, после чего топ-менеджеры и Schneider стали владеть по одной трети MGE. Еще одну треть приобрели два фонда — Legal & General Ventures и ABN Amro Capital. Общая сумма сделки составила 4,9 млрд. французских франков (около 640 млн. долл.).

В 2004 году Schneider восстановила полный контроль над компанией, увеличив свою долю с 32,3 до 84,9%, выкупив пакет, принадлежащий фондам, и часть акций руководителей, за которыми теперь осталось 15,1% компании. MGE вернулась в лоно Schneider лишь немного прибавившей в весе — оборот компании по итогам 2003 года составил 497 млн. евро.

14 февраля текущего года Schneider завершила приобретение APC и объединила ее с MGE, назвав новую компанию APC-MGE. Акционеры APC получили по 31 долл. за каждую акцию, что соответствовало 30-процентной премии к их рыночной цене на момент объявления о покупке. Общая сумма сделки составила около 6,1 млрд. долл.

Аббревиатурой APC-MGE будет называться только сама компания. Текущие продуктовые линейки, которые существовали у двух производителей до слияния, не претерпят никаких изменений и продолжат продаваться под существующими торговыми марками APC и MGE соответственно. Продукты совместной разработки, по словам Доимо, появятся на рынке не раньше конца 2008-го — начала 2009 года. Но даже тогда они, скорее всего, будут продвигаться под торговыми марками, которые являются наиболее сильными на соответствующих рынках. То есть на рынке электротехники будет использоваться марка MGE, а на рынке информационных технологий — APC.

Пока — просто сложение

В России объединение двух компаний также идет полным ходом. По словам Ильи Звонова, который возглавлял местное представительство APC до покупки ее Schneider и остался в этом качестве в APC-MGE, все сотрудники, связанные с трехфазным бизнесом MGE, уже официально переведены в APC-MGE, сейчас происходит их физический переезд в офис бывшей APC.

Российское начальство MGE перешло в APC-MGE также относительно удачно. Олег Становов, который в течение четырех лет возглавлял российский офис MGE, в APC-MGE был назначен на должность руководителя отдела по работе с партнерами в России. Дмитрий Кириллов, который в начале этого года пришел в MGE из Schneider Electric на должность директора по региону СНГ, в АРС-MGE стал отвечать за регион, куда входят бывшие советские республики Средней Азии и Закавказья, а также Белоруссия. Меньше повезло тем, кто был связан с однофазным бизнесом MGE; теперь эти сотрудники ждут, когда MGE OPS кто-нибудь купит (см. врезку).

Изменения коснутся и партнеров. В настоящее время все бывшие дистрибьюторы APC и MGE автоматически стали партнерами объединенной компании. Но глава российского офиса APC-MGE Илья Звонов не исключил, что их количество может сократиться. Новая партнерская программа сейчас находится в стадии разработки. Ожидается, что она будет готова к 1 сентября. Известно, что новая программа будет модульной, то есть позволит партнерам получать специализацию лишь по выбранным направлениям, а не по всей линейке. К моменту ее представления, возможно, будет объявлено и о первых изменениях среди дистрибьюторов.


Осколок империи

В состав новой компании не войдут однофазные источники бесперебойного питания MGE мощностью до 10 кВА, производство и продажа которых отойдет независимой компании MGE Office Protection Systems.

Эта компания была образована как условие для одобрения Еврокомиссией сделки по слиянию APC и MGE, в противном случае объединенная APC-MGE занимала бы доминирующее положение на рынке однофазных ИБП в ряде европейских стран. По требованию европейского регулятора Schneider должна продать эту компанию до конца текущего года.

О том, что может ждать MGE OPS в свободном плавании, Доимо, который пришел в APC-MGE как раз со стороны MGE, говорил крайне неохотно, ссылаясь на то, что это не его зона ответственности, а также на то, что сразу же после продажи ее дальнейшее будущее перестанет быть проблемой APC-MGE.

Пока же исполнительный комитет объединенной компании отвечает и за жизнеспособность однофазного бизнеса MGE: Еврокомиссия даже командировала туда специального сотрудника, который следит за тем, чтобы компанию не уничтожили еще до продажи.

Кто будет покупателем, пока неясно. Это может быть и другой производитель ИБП, и венчурный фонд. Какую ценность представляет эта компания для будущего покупателя, Доимо не объяснил. Что же касается возможной цены сделки, то представитель APC-MGE сказал лишь, что она будет «справедливой».

К избавлению от MGE OPS в APC-MGE относятся без особого сожаления: «Мы проводили исследования рынка и обнаружили, что как раз в этом сегменте у MGE уровень известности потребителю весьма и весьма мал, с другой стороны — APC имеет там хорошие показатели, поэтому для нас это совершенно не составляет никакой проблемы».