Intel, «ТрансТелеКом» и «Открытые системы» организовали первую конференцию, посвященную социальным сервисам в Internet

Сергей Кувшинов, директор центра Института новых образовательных технологий РГГУ, провел конкурс студенческих работ в Web 2.0 под названием «Наедине со всеми»О концепции Web 2.0 и социальных сервисах заговорили более года назад. Однако до сих пор продолжаются споры о том, что же скрывается под этими терминами и в чем принципиальное отличие 2.0 от 1.x. В частности, один из таких споров разгорелся и на круглом столе в рамках конференции «Веб 2.0 — Социальные сервисы для науки, образования, искусства и бизнеса», организованной компаниями Intel, «ТрансТелеКом» и издательством «Открытые системы». В основном на этой конференции обсуждались вопросы применения сервисов Web 2.0 в образовательном процессе.

О чем речь

Некоторые эксперты полагают, что за термином Web 2.0 ничего, кроме маркетингового шума, и нет. Эту позицию обосновывают тем, что никаких стандартов или спецификаций, которые носили бы это название, до сих пор не существует. А употребление термина Web 2.0 в основном связано с так называемыми социальными сервисами и сетями, которые волшебным образом позволяют объединять людей в социальные группы, быстро искать единомышленников и нужную информацию. Однако без умелого руководства группой и желания делиться информацией ее участниками, а также без некоторого дополнительного инструментария достигнуть этих целей, скорее всего, не удастся.

По сути, все так называемые социальные сервисы лишь позволяют публиковать в Web свои материалы, в том числе и мультимедийные, а также привлекать к ним внимание с помощью различных приемов, таких как организация по темам, создание сообществ по интересам или проведение различных конкурсов среди пользователей. Такой комплекс сервисов и принято называть технологиями Web 2.0.

Как правило, система публикации в подобных сервисах достаточно жесткая и оптимизирована под конкретный тип содержимого: короткие заметки, фотографии, звуковые или видеозаписи. Тем не менее такое упрощение позволяет пользоваться этими сервисами без знания программирования или умения составлять HTML-документы. В результате данными сервисами могут пользоваться не только ИТ-специалисты, что и послужило поводом для значительного расширения их аудитории. Собственно, именно доступность сервисов и отличает их от сложных систем публикации Web 1.x.

Еще одним существенным отличием Web 2.0 является активное использование сервисов присутствия, которые позволяют определить, где находится пользователь и как ему лучше всего доставить информацию. Такие сервисы дают возможность вести диалоги практически в реальном времени, что сильно увеличивает интенсивность общения пользователей. Собственно, простота использования и статус присутствия и являются качественным изменением Web 2.0 по сравнению с ранее используемыми технологиями.

Области применения

Что касается обучения, то технологии Web 2.0 позволяют организовать его через Internet. Однако одного отдельного сервиса для этого, как правило, недостаточно: справочная информация может храниться на сайте энциклопедии типа Wikipedia, иллюстративный материал — в фотоархивах, отснятые видео- и аудиоуроки — на сайтах типа YouTube, для общения с учениками можно использовать сайты блогов, такие как LiveJournal.

Впрочем, одна из изюминок Web 2.0 заключена в возможности эффективного общения. Технология создания и развития сообществ, которая и отличает Web 2.0, позволяет преподавателю общаться с несколькими учениками в реальном времени через систему мгновенных сообщений или же выдавая задания через сетевые дневники. Среди социальных сервисов есть также календари, которые позволяют организовать планирование занятий. В общем случае, прежде чем начинать обучение в формате Web 2.0, преподавателю нужно собрать все необходимые данные на различных сервисах и связать их сетью перекрестных ссылок.

Как уже упоминалось, указанные сервисы разобщены и требуют усилий по их синхронизации. В то же время есть специализированные системы дистанционного образования, которые имеют все те же функции. Однако оказывается, что подобные системы достаточно сложны в использовании и требуют от преподавателей определенной квалификации. Между тем, сервисы Web 2.0 оптимизированы для пользователей с минимальной квалификацией.

Андрей Себрант, ведущий круглого стола на конференции и директор «Яндекс» по специальным проектам, заметил, что Web 2.0 позволяет ученикам обходиться без учителей, получая информацию напрямую от ее создателей. Однако образование начинается все-таки с учителя, который должен руководить этим процессом и направлять ученика, намечать темы для изучения, информацию по которым ученик сможет искать при помощи социальных сетей. Однако большинство учителей в России не только не овладели подходами Web 2.0, но и компьютером как таковым пользуются с опаской.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями