Теория и практика современной телефонии «Интеллектуальные услуги в телефонных сетях. Рынок VAS»

С развитием сетевых технологий, в частности широкополосного подключения к Internet, и появлением сервисов постоянной доступности можно говорить уже не только о количественных, но и о качественных изменениях в использовании средств коммуникации. Для Web переход в новое качество случился примерно год назад, когда была предложена концепция Web 2.0. А ее появление потянуло за собой изменение смежных отраслей, в том числе и телекоммуникационной. Тема сближения телекомммуникаций и Web обсуждалась на четвертой конференции по дополнительным сервисам «Интеллектуальные услуги в телефонных сетях. Рынок VAS. Технологии и бизнес», организованной компанией Comptek. Впрочем, пока «Телеком 2.0» для России является лишь перспективным направлением развития.

Теория

В Web 1.x основная масса контактов относилась к типу человек — сервер, а социальные сети и массовость позволили активизировать в том числе и прямое общение человек — человек. В то же время телефония изначально была рассчитана на общение людей в режиме «один на один». Теперь же появляется возможность одному человеку общаться сразу с группой людей, а это уже, можно сказать, и есть «Телеком 2.0», который по идеологии похож на Web 2.0 своей социальной направленностью.

Ввел этот термин в своем докладе Андрей Петренко, инженер отдела продаж телефонии компании Comptek. По его мнению, у Web 2.0 и «Телеком 2.0» много общего. В обоих случаях для взаимодействия социальной группы используется сервер, через который и предоставляется услуга. В обоих случаях в качестве протокола используются пакетные, а не канальные технологии связи и сервисы поверх них. Концепции также похожи применением средств быстрой разработки приложений, построенных на основе сценарных языков программирования. В телекоммуникационной отрасли использование сценариев для разработки функциональности является новой возможностью, которая стала доступной благодаря технологиям интеллектуальных сетей и систем мгновенных сообщений.

Однако если Web 2.0 применяет в качестве клиента компьютер с широкополосным подключением, то «Телеком 2.0» — обычный, IP- (терминал Wi-Fi или WiMAX) или мобильный телефон, хотя для управления во всех перечисленных случаях используется Web. Поэтому если в Web 2.0 производится только контроль присутствия абонентов, то в «Телеком 2.0», кроме собственно определения статуса присутствия, могут быть реализованы сервисы, зависящие от местоположения абонентов. Такая возможность есть в мобильных терминалах, хотя и для стационарных телефонов местоположение может служить основой для новых сервисов. Следует отметить, что в Web 2.0 сервисы в основном являются бесплатными. В «Телеком 2.0» пока не выработана модель окупаемости, но пользователи вполне готовы платить за новые услуги.

В качестве примера компании, имеющей сервисы, соответствующие требованиям «Телеком 2.0», Петренко назвал British Telecom, которая предложила независимым разработчикам программного обеспечения технологию Web21C Voice Call Service, позволяющую создавать специальные сервисы для отдельных социальных групп пользователей. Причем для разработки подобных сервисов компания предлагает использовать сценарные языки, характерные для Web, — Java, PHP и др. Для пользователей таких сервисов бесплатными являются входящие и исходящие вызовы, роуминг, SMS и междугородные вызовы. BT совместно с разработчиками приложений для каждого отдельного случая прорабатывает его бизнес-модель и даже занимается продвижением этих сервисов.

Практика

Однако в России пока нет такой телекоммуникационной компании, которая позволяла бы сторонним разработчикам создавать новые сервисы для своей социальной группы. Тем не менее появление подобного предложения вполне возможно, поскольку базируется такая функциональность на технологиях интеллектуальных сетей и систем мгновенных сообщений, о внедрении которых заявляет все больше операторов. В то же время операторам уже невыгодно снижать расценки на минуты разговора и роуминг, а вооружившись технологиями «Телеком 2.0», они могут предложить своим клиентам больше возможностей за те же деньги, и это будет их конкурентным преимуществом. Во всяком случае, именно о таком сценарии развития дополнительных услуг и говорят аналитики российского рынка.

Сейчас дополнительные сервисы разрабатываются специализированными компаниями с помощью достаточно сложных инструментов разработки, однако со временем должны появиться средства разработки, упрощающие их создание, что позволит выполнять эту работу самим пользователям. Тогда-то и будут предложены сервисы «Телеком 2.0» или социальные сети на основе телефонии. И скорее всего, обращаться к ним будет значительно больше людей, чем сейчас к Web 2.0.