Демографический состав виртуальной России отличен от реального населения страны

На второй конференции «Интернет и бизнес», прошедшей в конце апреля, ключевым стал вопрос о том, кто же такой — пользователь Internet в России. От ответа на этот вопрос зависит стратегия использования Сети как для бизнеса, так и для политических акций. Аналитики, социологи и маркетологи сходятся в одном: Россия виртуальная и реальная сильно отличаются друг от друга. Однако выводы из этого факта делаются различные — от полного неприятия использования Internet в социологических исследованиях до утверждения, что только в Сети можно найти нужных людей и целевые группы.

Отрицательное мнение о Рунете высказывают в основном социологи, занимающиеся политическими исследованиями. В частности, фонд «Общественное мнение» представил на конференции исследование, где показал, что пользователи Internet в России всегда будут отличаться от населения в целом. Так, по данным развития Internet, зимой 2006-2007 года аналитики фонда вычислили, что российская часть Сети может охватить не более 34% населения России, и предел этот будет достигнут в 2013 году. При этом в Internet всегда будут преобладать мужчины возрастной категории от 18 до 34 лет с высшим образованием и живущие в мегаполисах. Однако по результатам исследований этой части населения мало что можно сказать о мнении остального народа.

Евгений Галицкий, представлявший доклад фонда «Общественное мнение», предложил для решения проблемы репрезентативности Internet создать специальную панель, выборку для которой сгенерировать методами, свойственными для социологии, а тем счастливцам, которые попадут в эту выборку, установить компьютеры и подключить их к Internet. Результаты исследования по такой панели можно будет обобщить на все население. Когда и кто сделает такую панель, неясно, но она позволила бы отслеживать рейтинг любого политического действия практически в онлайновом режиме.

В то же время социологи, работающие на корпоративном рынке, говорят о чрезвычайной полезности Internet для маркетинга, поскольку «рунетяне» народ более привлекательный с экономической точки зрения, чем остальное население России. В частности, по данным исследовательской компании МАСМИ, средний доход пользователей Internet находится на уровне 11 тыс. рублей, в то время как по России этот показатель составляет 5,5 тыс. рублей. Доля людей с высшим образованием в Сети более чем вдвое выше, чем по всей остальной России: в Internet таких 61%, в целом же — 26%. Иными словами, Internet позволяет компаниям обращаться со своими маркетинговыми посланиями к наиболее успешной и экономически активной аудитории.

К такому же выводу пришла и другая исследовательская компания, «Комкон», которая изучила, какими товарами и услугами пользуются любители Internet. Оказалось, что 85% владельцев банковских карт и 79% клиентов авиакомпаний также являются пользователями Internet. Покупатели мобильных, карманных и стационарных компьютеров, посудомоечных машин, цифровых фотоаппаратов и видеокамер, плазменных панелей и домашних кинотеатров, скорее всего, тоже имеют подключение к Internet. Также, по данным «Комкон», пользователи Сети чаще других отвечали, что участвуют в принятии решения по закупке оргтехники, компьютеров, программного обеспечения, рекламы и офисной мебели. Это означает, что через Internet можно влиять не просто на отдельных людей, но на лидеров мнений при продаже перечисленных категорий товаров. При этом пользователи Internet не сильно доверяют традиционным СМИ — радио, газетам и телевидению, так что на них проще воздействовать именно через Сеть.

Следует сказать, что замедление развития Internet-аудитории заметили не только социологи фонда «Общественное мнение», но и ведущие игроки сетевого рынка. Первые же слайды их совместного доклада, который открывал конференцию, показали, что эпоха экстенсивного расширения рынка окончилась. Теперь для успешного развития нужно учитывать уже сложившиеся тенденции и удовлетворять новые потребности старой аудитории. Впрочем, на текущий момент аудитория наиболее известных порталов сравнялась с количеством слушателей радиостанций, что говорит о достаточно высокой доле проникновения Internet — она оценивается сегодня в 28% численности населения. При этом общий доход всех компаний в Internet-индустрии в 2006 году составил около 400 млн. долл. В 2007 году, как ожидается, этот показатель будет удвоен.