«Сети»

Федеральная программа по развитию отечественной навигационной системы предполагает доступность качественных услуг по всей стране

По оценкам экспертов, для насыщения рынка отечественной конкурентоспособной GPS-аппаратурой необходимо наладить массовое производство не менее 350-400 тыс. изделий в годВ середине апреля в Москве состоялся Международный форум по спутниковой навигации. Главной его темой стала Глобальная навигационная система (ГЛОНАСС) российской разработки.

Напомним, что ГЛОНАСС включает в себя находящиеся на высоких орбитах спутники, которые излучают в сторону земли специальные навигационные сигналы. В теории человек или транспортное средство с прибором для приема и обработки этих сигналов могут с высокой точностью определить не только собственные координаты и скорость движения, но выполнить привязку текущего местоположения ко времени. Система позволяет устанавливать местонахождение объектов с точностью до одного метра на поверхности суши и на воде.

Поскольку ГЛОНАСС — система государственная, она с самого начала проектировалась как система двойного назначения, то есть для нужд Минобороны РФ и гражданских потребителей. Первый запуск спутника по программе ГЛОНАСС произошел еще четверть века назад, в коммерческую эксплуатацию система была принята только в 1993 году, но и тогда формирование ее орбитальной группировки не было закончено.

Всерьез о спутниковой навигационной системе вспомнили только в последние месяцы, хотя еще в 2005 году Владимир Путин обращал внимание правительства на то, что с завершением работ стоит поторопиться, а заодно и подумать над тем, кто и в каких объемах будет пользоваться ГЛОНАСС. Позже президент России подчеркнул, что ГЛОНАСС должна предоставлять качественные услуги в масштабах всей страны и быть конкурентоспособной на международном рынке.

«Для того чтобы потребители выбрали ГЛОНАСС, система должна безупречно работать, быть более дешевой и лучшей по качеству, чем GPS», — сказал он. В итоге к концу марта 2007 года концепция использования отечественной навигационной системы стала более или менее отчетливой.

В 2007 году на реализацию Федеральной программы по развитию российской глобальной навигационной системы из госбюджета будет выделено 9,88 млрд. рублей. Такую сумму озвучил заместитель руководителя Роскосмоса Юрий Носенко, подчеркнув, что этими деньгами проект не ограничится: будут привлечены и внебюджетные средства. Точный объем привлеченных средств пока неизвестен, но, скорее всего, речь пойдет о сотнях миллионов рублей. Их предполагается направить на разработку и производство наземной аппаратуры для потребителей навигационной спутниковой информации.

В скором времени численность орбитальной группировки планируется довести до 18 космических аппаратов. В ближайшие годы она будет пополняться космическими аппаратами нового поколения «Глонасс-М» (ресурс работы — семь лет) и «Глонасс-К» (они рассчитаны на десять лет эксплуатации). Как ожидают в Роскосмосе, система должна заработать на всей территории России уже до конца нынешнего года. Правда, по мнению других специалистов, 18 спутников — маловато для полноценной работы; необходимо иметь еще и запасные космические аппараты на разных орбитах (для сравнения: американская система GPS состоит из 30 спутников).

Важно, что по примеру GPS российская навигационная система придет и в гражданский сектор. Первый вице-премьер Сергей Иванов предложил использовать ее, например, для ускорения процесса прохождения таможни. Идея проста: из огромной очереди на границе можно выделить фуры и вести их «растаможку» на специальных терминалах уже внутри страны. А для контроля перемещения груза оснастить каждую фуру «маяком» в виде ГЛОНАСС-устройства.

Что же касается приемников, то в рамках федеральной программы «Глобальная навигационная система» в течение следующих двух лет планируется разработать новое поколение мультисистемных навигационных терминалов (ГЛОНАСС — GPS — Galileo) на базе сверхбольших интегральных микросхем. По оценкам экспертов, для насыщения рынка отечественной конкурентоспособной аппаратурой необходимо наладить массовое производство не менее 350-400 тыс. изделий в год.


Технологии GPS

За общим термином GPS скрывается несколько принципиально разных технологий. Но все они служат для определения местоположения различных объектов

Navstar GPS. Самая первая система GPS, сделанная по заказу Министерства обороны США. В ее состав входят по крайней мере 24 спутника, вращающихся на четырех орбитах на удалении в 17,5 тыс. км от Земли, а также наземные станции управления. Приемники GPS с помощью методов триангуляции определяют местоположение объектов на основе сигналов, посылаемых спутниками. Точность определения составляет 22 м по горизонтали и 22,7 м по вертикали.

Differential GPS. Система была разработана службой береговой охраны США. Местоположение объектов определяется с точностью до 1 метра. Такая высокая точность достигается за счет дополнения спутниковых сигналов сигналами, поступающими с Земли.

Differential Carrier GPS. Этот метод применяется в геодезии, погрешность его не превышает нескольких миллиметров. Приемник находится на удалении примерно 25 км от базовой станции. Оба устройства одновременно следят за одними и теми же сигналами.

ГЛОНАСС. Система российских военно-космических сил аналогична системе Navstar. Некоторые устройства принимают сигналы от спутников как Navstar, так и Glonass, обеспечивая более высокую точность и надежность по сравнению с использованием только одной системы.

Galileo. Создание новой гражданской европейской системы, которая будет объединять 30 спутников, планируется завершить к 2008 году. Точность определения местоположения составит 1 метр. Первый спутник вывели на орбиту 28 декабря 2005 года. Помимо передачи информации о местоположении контролируемых объектов, спутники будут принимать и ретранслировать сигналы бедствия, что должно повысить эффективность поисково-спасательных операций.