«Открытые системы»

Oracle взялась за пропаганду инструментария, предназначенного для построения сервис-ориентированных архитектур

Осенью 2006 года компания Oracle начала поставки программного пакета SOA Suite 10g, Release 3, являющегося одной из составляющих семейства программных средств промежуточного слоя Fusion Middleware. От предыдущих новая версия отличается рядом усовершенствований, которые облегчают процесс развертывания и установки сервис-ориентированных архитектур.

Для продвижения пакета SOA Suite 10g компания Oracle организовала турне Oracle Architect Forum, стартовавшее в Москве. Открывая столичное мероприятие, директор по технологиям Oracle СНГ Глеб Ладыженский заявил, что сервис-ориентированная архитектура в целом и SOA Suite 10g, Release 3, как ее реализация, помогут преодолеть инерцию, присущую информационным системам в их современном монолитном виде, и адекватно адаптировать их к требованиям бизнеса. Также он выразил надежду на то, что данная конференция сыграет роль, аналогичную той, которую сыграла конференция, посвященная Identity Management, проведенная годом раньше и ставшая стартовой точкой, с которой началась популяризация этой технологии.

По словам Джона Эйзена, вице-президента Oracle по развитию Fusion Middleware в регионе EMEA, семейство Fusion Middleware превратилось в наиболее быстрорастущую продуктовую линейку Oracle; в 2006 финансовом году доходы от нее превысили 1 млрд. долл. Значение SOA Suite 10g, по его словам, в том, что сервис-ориентированная архитектура ныне превращается в стандартный способ для расширения функциональных возможностей информационных систем, который позволяет обеспечить соответствие систем требованиям со стороны бизнеса. Это, как полагает он, понятно многим, но пока еще не накоплен достаточный опыт применения сервис-ориентированных архитектур, поэтому клиенты нуждаются в простом и надежном инструменте.

Пакет SOA Suite 10g Release 3 состоит из нескольких компонентов, образующих единый стек, который можно представить в виде многоуровневой модели. Oracle SOA Suite 10g Release 3 использует сервисную шину Oracle ESB для маршрутизации сообщений, шина снабжается адаптерами, обеспечивающими согласование обмена данными с существующими системами ERP. Менеджер Oracle BPEL Process Manager исполняет функции механизма оркестровки сервисов на основе языка описания процессов BPEL (Business Process Execution Language). Этот менеджер позволяет связывать воедино действия, образующие бизнес-потоки, «потоки человеческой деятельности» (Human Workflow) и обработку исключительных ситуаций. Выше него в стеке расположен менеджер Oracle Web Services Manager, связывающий сервисы со средствами обеспечения безопасности и правилами, зафиксированными в механизме Oracle Business Rules Engine. Дальнейшее развитие предполагает включение средства Oracle Business Activity Monitoring, предназначенного для аналитики, проактивного мониторинга, оптимизации процессов и создания «приборных досок» руководителей.

Oracle SOA Suite предполагает использование собственного сервера приложений Oracle, но в качестве альтернативы могут быть подключены и другие серверы приложений. Точно так же компоненты Business Activity Monitoring, Web Services Manager и BPEL Process Manager могут быть использованы для управления инфраструктурой, собранной из компонентов третьих фирм. Для разработки предполагается технология Oracle JDeveloper, но может быть использована среда разработки с открытыми кодами Eclipse. Еще существует модуль BPEL Designer, предназначенный для оркестровки сервисов.

В совокупности компоненты Oracle SOA Suite позволяют создать единую, интегрированную консоль, построенную на базе браузера. Консоль позволит администрировать гетерогенной распределенной средой, включающей дополнительные программные средства промежуточного слоя и корпоративные бизнес-приложения, разработанные как самой компанией Oracle, так другими производителями. Использование Oracle SOA Suite позволяет идентифицировать, классифицировать, управлять версиями и публиковать сервисы в корпоративном регистре Enterprise Service Registry, пересоставлять для использования в корпоративной информационной системе, обеспечивая необходимую степень безопасности и качество управления, централизовать реализацию политики безопасности и контроль за соответствием соглашениям об уровне обслуживания (Service Level Agreement, SLA), выдерживать заявленные в этих соглашениях требования по производительности, времени реакции, степени готовности и отказоустойчивости, «коробочная» готовность продукта Oracle SOA Suite с точки зрения его функциональности позволяет использовать общие правила управления и принятые модели данных.