Особый интерес к этим инструментам у бизнес-менеджеров вызывает тот факт, что они обещают упростить и сделать более эффективными взаимодействия между сотрудниками, партнерами и клиентами. И все же, несмотря на большую популярность у пользователей, эти продукты Web 2.0 найдут свое применение в корпоративной среде только в том случае, если будут соответствовать особым требованиям, связанным с такими аспектами, как готовность, производительность, масштабируемость и защита.

Web 2.0 поможет сэкономить?

«Некоторые возможности Web 2.0 весьма привлекательны для компаний. Похоже, что они помогут преодолеть целый ряд трудностей, - считает аналитик Роб Эндерле из компании Enderle Group. – На самом деле, рынок движется в этом направлении, но многое не позволяет ему двигаться достаточно быстро».

Производители, поддерживающие использование Web 2.0 в корпоративной среде, утверждают, что новые средства, такие как wiki, могут значительно увеличить эффективность совместной работы сотрудников над проектом. Они также отмечают, что блоги могут стать эффективным средством маркетинга, если их разумно использовать, а средства обмена контентом между партнерскими сайтами способны улучшить взаимодействие, для которого возможностей электронной почты явно недостаточно.

Сторонники Web 2.0 также поддерживают концепцию размещаемых бизнес-приложений, утверждая, что они стимулируют обмен информацией и совместную работу сотрудников, в то же время упрощая управление программным обеспечением и снижая затраты на аппаратное обеспечение.

Эффективные, но беззащитные

Однако, каждый аргумент «за» имеет свою оборотную сторону. Компании, которые используют размещаемые приложения, подвергают себя риску, поскольку не они обеспечивают защиту информации. Кроме того, они могут оказаться без доступа к приложениям, и не они решают, нужно ли и, если нужно, то когда модернизировать эти приложения.

Критики также предупреждают компании, что стоит обратить внимание на то, будут ли эти инструментальные средства интегрироваться с их существующей инфраструктурой, и какой уровень поддержки могут предложить производители, многие из которых в качестве компаний функционируют лишь с недавнего времени.

Только в марте в работе службы Gmail, обеспечивающей доступ к Google Apps, пакету размещаемых приложений связи и совместной работы, предназначенному для корпоративного использования, было три серьезных сбоя в предоставлении услуг. Некоторые пользователи жалуются на то, что Google оказалась не в состоянии выполнить свое обещание о 99,9% времени безотказной работы для платной версии этого пакета.

«Крупные компании более настороженно относятся к использованию Internet-инструментария, чем предприятия малого и среднего бизнеса», - заметил отраслевой аналитик Грег Стерлинг из компании Sterling Market Intelligence.

Microsoft Office больше не нужен?

Недовольная возможностями текстового процессора Word корпорации Microsoft Шелли Кеслер, доктор наук и старший научный сотрудник Медицинской школы Стэнфордского университета, нашла в Web альтернативный продукт - бесплатный Zoho Writer, выпускаемый компанией AdventNet. Через три месяца Zoho Writer стал ее основным текстовым процессором, главным образом потому, что это размещаемое приложение, которое она может использовать, когда находится в онлайне.

«Мне не нужно думать о том, не забыла ли я послать то, что сделала, по нужному адресу, или беспокоиться о том, какая версия самая последняя. Это очень удобный способ работы, когда вам приходится выполнять ее из нескольких мест», - отметила Кеслер, которая убедила некоторых своих коллег пользоваться этим продуктом.

Пример более масштабного использования Internet-инструментария привел ИТ-директор Citrix Systems Майк Садинг. В его компании используется SamePage - корпоративный wiki-продукт от eTouch Systems. Этот инструментарий, по словам Садинга, улучшил взаимодействие в подразделениях инжиниринга и продаж, в то же время требуя минимального вмешательства со стороны специалистов по ИТ.

«Я могу назначить пользователя администратором определенного пространства или проекта, и они могут добавлять своих собственных членов и приглашать своих людей для участия и публиковать свои собственные тексты, графику или присоединенные файлы», - пояснил Садинг. Он считает, что сделать то же самое с помощью существующей Intranet, электронной почты и платформы совместной работы было бы крайне сложным. В Intranet отсутствуют возможности поиска и обмена контентом между партнерскими сайтами, а общение по электронной почте далеко от идеала.

«Электронная почта приходит и уходит, а мы хотели иметь место, где можно собирать и создавать, - подчеркнул Садинг. - Web 2.0 ориентирована на совместную работу сотрудников, поддержку взаимных полномочий и самообслуживание. Именно этого мы добиваемся с помощью wiki».

Еще больше мобильности

В конференции Web 2.0 Expo принимают участие подразделение Zoho компании AdventNet, предлагающей пакет размещаемых офисных приложений, к которому относится и Zoho Writer, и компания eTouch Systems. Наряду с ними свои решения на выставке представляют Google, Adobe Systems, eBay, Amazon.com, Fast Search & Transfer ASA, Microsoft и Sun Microsystems, а также Nokia и Intel

Последняя в рамках Web 2.0 Expo объявила о выпуске SuiteTwo, пакета приложений совместной работы, анонсированного в ноябре на Web 2.0 Summit. Партнерами Intel по созданию SuiteTwo являются компании SocialText, NewsGator Technologies, SimpleFeed, Six Apart и SpikeSource.

Nokia же представила технологии для связи Internet-контента и Web-сервисов с мобильными устройствами, использующими операционную систему для смартфонов S60. Компания продемонстрировала, как поставщики контента и разработчики могут создавать материалы и приложения для устройств Nokia.

Естественно, не дремлет и Microsoft: компания TellMe Networks, о покупке которой корпорация объявила в марте, анонсировала новые мобильные средства поиска, которые позволят передавать голосовые запросы к механизмам поиска на естественном языке.