Служба новостей IDG, Лондон

Достаточно набрать в поисковой системе что-нибудь типа «дешевые билеты», и вы увидите кучу ссылок на сайты, которые состоят из одной-единственной страницы и отсылают вас на другие Web-ресурсы, пополняя при этом карман своего владельца гонораром еще за одного приведенного посетителя.

Исследование, проведенное специалистами корпорации Microsoft и Калифорнийского университета, вскрывает подноготную деятельности так называемых «поисковых спамеров» и поясняет, какой вклад сами рекламодатели могут внести в борьбу с подобным мошенничеством.

«Спамом переадресации» исследователи называют схему, при которой пользователь, щелкнув по какой-нибудь ссылке, автоматически перенаправляется на какой-то иной адрес. Или же на экране его компьютера отображается реклама, созданная в какой-либо другой области Web.

Зачастую вполне достойные компании размещают свою рекламу на сомнительных сайтах, куда пользователь попадает после нескольких переадресаций. Исследователи проследили, к примеру, происхождение рекламы популярной туристической компании orbitz.com, которое было замечено на подозрительных Web-страницах. Оказалось, что между рекламодателем и Web-сайтом, генерирующим поисковый спам, находится еще целых пять уровней.

В orbitz.com вполне могли купить рекламу у так называемого «синдикатора», который в свою очередь приобрел рекламное пространство на Web-страницах с большим трафиком у организации, собирающей информацию о товарах и услугах.

Эта организация, со своей стороны, покупает трафик у Web-спамеров. Спамеры формируют множество «дорвеев» (doorway — буквально «дверной проем», «врата». — Прим. ред.) — Web-страниц, которые попадают в верхнюю часть списка рейтинга поисковых систем благодаря наличию популярных ключевых слов, например упоминанию о рингтонах. Кроме того, эти сайты распространяют ссылки на другие адреса, вставляя их в комментарии на пользовательских блогах.

Если щелкнуть мышью по такой ссылке, «дорвей» переадресует вас на другой сайт, а ее владельцы получат отчисления за приведенного посетителя, предлагаемые, операторами систем контекстной рекламы типа Google AdSense.

Исследователи, использовавшие в своей работе новейшие средства обнаружения спама и анализа Web-страниц, утверждают, что каждые три из четырех адресов домена Blogspot.com, появлявшихся в числе первых 50 элементов при выполнении запроса на поиск коммерческой продукции, относились к спаму.

Еще на одном сайте — topsearch10.com — располагается множество ресурсов переадресации, которые генерируют от 22 до 25% спама, обнаруженного в результате тестирования.

В какой-то мере ответственность за существующее положение дел лежит и на рекламодателях, которым необходимо тщательнее контролировать, где и как размещается их реклама.

«В конечном итоге именно на деньги рекламодателей и существует индустрия поискового спама, наполняющая Web низкокачественной информацией и снижающая эффективность работы пользователей Сети», — считают исследователи в своем отчете.